В этом обзоре принимают участие две карты, относящиеся на сегодняшний момент к классу low end. Они обе имеют 64-битную шину памяти, что позволяет
сэкономить, во-первых, на цене собственно чипов памяти, и, во-вторых, использовать упрощённую, и следовательно более дешёвую, PCB. Однако,
иногда производители используют PCB с дизайном от 128-битных версий карт, но распаивают только половину чипов памяти, что обеспечивает 64-битный
интерфейс обмена с ней.
Данный обзор – это попытка оценить игровые возможности этих карт на данный момент.
1. Обозреваемые карты.
ASUS V9520 Magic/T с 128Мб видеопамяти
Рабочие частоты карты составляют 250 МГц для ядра и 166 МГц для памяти. Используются чипы DDR памяти производства Infineon со временем доступа
6 нс. Отмечу, что для вывода на ТВ используется встроенный в чип NV34 кодер, и для подключения монитора присутствует только один D-Sub разъём.
Данный экземпляр карты показал достаточно неплохое качество 2D в разрешениях вплоть до 1152x864x85 Гц.
Как можно видеть, используется PCB, спроектированная для 64-битной шины памяти. Приятная особенность данной карты – это наличие раздельных
гнёзд RCA и S-Video, что исключает необходимость переходника S-Video -> RCA для подключения к телевизору, не имеющего входов S-Video.
Также следует отметить пассивное охлаждение карты, что с одной стороны способствует уменьшению шума от компьютера, а с другой – приводит
к достаточно сильному нагреву карты в целом во время работы.
PowerColor RADEON 9200SE с 128 Мб памяти
Рабочие частоты карты составляют 200 МГц для ядра и 166 МГц для памяти. Используются чипы DDR памяти производства
Elixir (OEM Nanya) со временем доступа 6 нс. Плата имеет возможность замены планки (поставляется в комплекте) для установки в корпуса
low profile. Имеются D-Sub и DVI
разъёмы для подключения мониторов. Отмечу, что при аналоговом подключении через переходник DVI -> D-Sub наблюдается сильное «замыливание»
изображения, заметное даже в режимах с частотой обновления 60 Гц! В то же самое время при подключении к D-Sub разъёму качество 2D вполне
неплохое вплоть до 1152х868х85 Гц.
Как можно увидеть, используется PCB, спроектированная для 64-битной шины памяти. К сожалению для подключения к ТВ присутствует только RCA-разъем,
хотя дизайн PCB позволяет использовать стандартный для RADEON-ов 7-ми контактный S-Video разъём. Охлаждение видеокарты пассивное, как и
у ASUS V9520 Magic.
2. Тестирование.
Тестовая система:
|
Системная плата: |
EPoX EP-8KRA2I (VIA KT600) |
Процессор: |
AMD AthlonXP Barton 2ГГц (200x10) |
Видеокарта: |
PowerColor Radeon 9200SE 128 Мб / ASUS V9520 Magic/T 128Мб |
Оперативная память: |
Hynix PC3200 512 Мб (200 МГц, 2-3-3-6-1T) |
Операционная система: |
Windows XP SP1; DirectX 9.0b, Cat. 3.8/ Det 45.24 |
|
Использовались текущие официальные драйвера на момент тестирования: Detonator 45.24 и Catalyst 3.8 (наилучшее качество, анизотропия, антиалиасинг
и VSYNC отключены). Для тестов анизотропная фильтрация форсировалась из настроек драйверов.
Из приведенных графиков очевидно, что из синтетических тестов RADEON 9200SE проиграл GeForce 5200 только в тестах с использованием Fixed
Function T&L. Что это значит? Если какая-либо игра активно использует Fixed Function T&L, то GeForce 5200 потенциально может получить
в ней преимущество над 9200SE. Что же касается игровых тестов, то карты показали примерно одинаковые результаты, за исключением Game
3 Low Detail – тут GeForce 5200 показал по сравнению со своим соперником результаты ниже на 17%. Однако замечу, что вообще результаты игровых
тестов из 3DMark 2001 представляют больше теоретический, нежели практический интерес.
Тестируемые карты вполне могут устанавливаться в офисные PC, владельцы которых после тяжёлого трудового дня хотят сразиться с коллегами в
Quake 3 или же первый Unreal Tournament. Поэтому я решил протестировать карты в этих играх, тем более, что эти игры в какой-то степени характеризуют
поведение карт и в других играх, построенных на соответствующих движках. Для тестирования в Quake 3 v1.32 использовалась демка Quaver и
максимальные настройки, выставляемые из самой игры через меню. Для тестирования в Unreal Tournament v4.36 использовались максимальные настройки
из меню игры и демка, записанная на карте DM-Fractal, кроме того были включены детальные текстуры и прекеширование текстур.
Карта RADEON 9200SE показала удручающий результат по сравнению с GeForce 5200. Комментировать здесь нечего, кроме того что аналогичная ситуация
скорее всего будет и там, где используются "движки" Quake 3 и Unreal Tournament. Отмечу, что используемые при тестировании в Quake
3 настройки соответствуют не максимальными для остальных игр на основе этого же "движка", а скорее в большинстве случаев не выше
средних установок детализации.
На этом сравнения карт в играх, использующих старые игровые движки, заканчиваем и переходим к тестированию в популярных современных играх.
Первой такой игрой будет Ил-2: Забытые Сражения v1.1b – популярный симулятор самолётов Второй Мировой Войны (OpenGL тест). Для тестирования
использовались следующие настройки
В самой игре установки детализации графики были выбраны средними для всех параметров, за исключением детализации объектов (высокое качество).
Для тестирования использовалась демка P39vsBf109, устанавливаемая вместе с игрой. Полученные результаты представлены на картинках.
Чистая победа RADEON 9200SE над своим 64-битным конкурентом GeForce 5200. Отмечу, что с использованными настройками данная игра вполне играбельна
на рассматриваемых картах.
Следующим тестом будет Unreal Tournament 2003 v2225 (D3D тест). Для тестирования использовалась утилита UT2K3Bench. Характерной особенностью
встроенного в игру бенчмарка является наличие как flyby, так и botmatch режимов тестирования. В первом режиме камера просто облетает выбранный
игровой уровень, во втором камера следит за ходом поединка нескольких ботов. Естественно, что первый режим не позволяет судить о скорости
в реальной игровой ситуации. Поэтому для тестирования использовался только botmatch на карте DM-TrainingDay. Использовались настройки минимальные,
максимальные настройки и настройки, представляющие некоторый компромисс между скоростью игры и качеством изображения. Особо отмечу, что
в зависимости от настроек детализации бенчмарк botmatch проходит каждый раз по разному. Поэтому хотя результаты тестирования для разного
уровня детализации и отражают реальную игровую ситуацию, но напрямую их сравнивать нельзя.
На графиках приведены минимальные, средние и максимальные значения
FPS без анизотропии и с максимальным уровнем анизотропии (AF8 для
5200 64bit и AF16 для 9200 SE). В целом, карты показывают примерно
одинаковый уровень производительности, совершенно недостаточный
для более-менее комфортной игры в разрешении 1024x768 (если не считать
результатов с минимальными настройками).
Ещё один тест – это игра Unreal 2 v1403, использующая графический движок от “Unreal Tournament 2003”. Для тестирования использовалась программа
Bench'emAll!. Использовались настройки качества по умолчанию.
Как можно видеть, GF 5200 с 64-битной шиной памяти проиграл RADEON 9200SE. Однако отмечу минимальные и средние FPS для обеих карт очень близки,
и обе карты не обеспечивают при подобных настройках достаточной производительности.
И, наконец, последний тест, использующий встроенный в игру бенчмарк – это недавно вышедшая на PC игра «Halo-Combat Evolved». Игра активно
использует пиксельные шейдеры версии 1.1, 1.4 и 2.0, но в то же самое время может работать и без них (при этом становясь заметно менее
впечатляющей визуально). Игра имеет встроенный бенчмарк, который, к сожалению, совсем не отображает реальную игровую ситуацию. Из особенностей
движка
игры отмечу её несовместимость с текущими аппаратными реализациями антиалиасинга. Игра тестировалась в разрешении 640x480 с максимальными
настройками качества, т.к. со включенными пиксельными шейдерами игра совершенно неиграбельна на рассматриваемых картах даже в разрешении
800x600.
Отмечу, что на RADEON 9200SE некорректно отображались следы от от выстрелов на поверхностях и наблюдались ошибки, заключающиеся в появлении
некоторых деталей, которые должны были оставаться невидимыми (т.е. ошибки при работе с Z-буфером). Также при запуске игры в режиме бенчмарка
наблюдались внезапно начинающие переливаться различными цветами некоторые зеркальные объекты (в процессе игрового процесса они не наблюдались).
У карты GeForce 5200 артефактов не наблюдалось, но при включении опции Speculars скорость катастрофически падала и играть становилось невозможно.
Отмечу, что без Speculars игра выглядит гораздо менее красивой (особенно в помещениях).
Следующие два теста относятся к "синтетическим", отражающим производительность в нынешних и ещё не вышедших играх. Это FINAL FANTASY
XI for Windows - Official Benchmark Program 2 и AquaMark3. Они представляют из себя несколько сцен, после просмотра которых выдаётся
некоторый индекс, характеризующий производительность в играх FINAL FANTASY XI и играх на основе "движка" krass, использующегося
в играх серии AquaNox.
Как можно видеть, RADEON 9200SE победил в этих двух тестах с небольшим преимуществом. Согласно документации на тесты с тестируемыми картами
в AquaNox 2: Revelation и подобных играх получится достичь приемлемой производительности только с настройками, не выше средних. В FINAL
FANTASY XI for Windows же с тестируемыми картами можно будет поиграть с настройками по умолчанию. Отмечу, что помимо видеокарты многое будет
зависеть от системы в целом (центрального процессора, объёма памяти и т.д.)
3. Заключение.
Итак, в более-менее современных играх карточки показали близкие результаты. В старых же играх GeForce 5200 с 64-битной шиной памяти имеет
заметное преимущество. Таким образом, можно сказать, что RADEON 9200SE имеет больший потенциал, нежели GeForce 5200 с 64-битной шиной
памяти, но его в большей степени ограничивают драйвера, чем конкурента. По субъективным впечатлениям в сегодняшних играх данные карты показывают
уровень производительности достаточный для комфортной игры в лучшем случае только со средними настройками детализации в 1024х768.
Не следует забывать о мультимедийных возможностях карт, в которых все RADEON-ы имеют преимущество над GeForce – проигрывание видео, вывод
изображения на ТВ (с последним, впрочем, можно и поспорить), однако рассматриваемая карта PowerColor имеет только композитный выход
на ТВ
(о чём не нужно забывать тем, кто хочет подключить карту к ТВ по S-Video). О цене: на момент написания статьи карта PowerColor RADEON
9200SE стоила 52 у.е, а карта ASUS V9520Magic/T – от 72 у.е. (согласно прайс-листу компании ULTRA Computers).
Большое спасибо Андрею Воробьёву
за предоставленную карту ASUS V9520Magic/T
и ее фотографии.
AndreyKAA
05.12.2003 |