1. Введение.
Во второй части исследования игровых возможностей чипсета 9100
IGP в качестве «подопытной» материнской платы мне досталась материнская
плата Sapphire A39L. A39L имеет тот же формат (Micro ATX) что и
A26, но вместо пары USB-разъемов добавлен порт IEE1394. Буква L
говорит (и не без оснований), что плата снабжена встроенной сетевой
картой.
Из дополнительных особенностей отмечу более удачное расположение разъема питания. Плата также отличается цветом текстолита и раскраской слотов. Комплектация
аналогична предыдущей модели.
Настройки BIOS-а выбраны такие же, как и в первой части. Размер
фрейм-буфера 64Мб, тайминги памяти отличаются, поскольку на этот
раз использовалась более быстрая память PC 3500 Kingston HYPER X
(CL2). В предыдущем тестировании использовалась память Kingmax PC3200
(CL2.5).
Для тестирования (для сохранения связи с первой частью) использовался тот же драйвер Catalyst3.7 и та же инсталляция операционной системы.
Итак, перейдем к цели второй части исследования. Нам нужно выяснить,
насколько производительность IGP 9100 зависит от таких параметров
системы, как частота системной шины (FSB), частота системной памяти,
режим работы памяти (одноканальный или двухканальный), более пристально
взглянуть на проблемы в тестах и играх, а также на вопросы качества
картинки.
Из тестового набора предыдущей части я изъял почти всю синтетику
(кроме ChameleonMark-a) и тесты Morrowind. Сделано это по той причине,
что, с моей точки зрения, пользователю этой материнской платы скорее
будет более интересно, насколько влияет система на результаты в
реальных играх, чем на результаты в синтетике. ChameleonMark остается
"отвественным за шейдеры", тестирование же в Morrowind
не автоматизируется и отнимает слишком много времени.
2. Исследование зависимости от частоты системной шины.
В
первой части статьи для тестов использовался процессор с системной
шиной (FSB) 133(533)МГц (Pentium 4 3.06 GHz). В то же время ATI
и Sapphire рекомендуют использовать современные процессоры с 200(800)-й
шиной и 200(400)-мегагерцовую DDR-память. Для изучения вопроса зависимости
производительности 9100 IGP от частоты FSB использовалось 2 процессора
– Pentium 4 3,0C (FSB 800MHz) и Pentium 4 3,06B (FSB 533MHz). Частота
памяти в обоих случаях была установлена в 200(400)МГц. Посмотрим,
что получилось.
Как видно из графиков, расхождение не превышает 9% (UT2003, 800x600, Asbestos botmatch). Основываясь на этих результатах, говорить о большом значении пропускной способности
системной шины не приходится.
Итак, правило №1.
IGP 9100 практически все равно, какова частота системной шины в вашей системе.
Внимательный читатель наверняка заметил, что по сравнению с 1-й
частью обзора, результаты 9100 IGP немного подросли. Отношу это
к более быстрой оперативной памяти (которая для IGP 9100 является
памятью видеокарты) и новой модификации платы. Скорее к первому,
чем ко второму.
3. Исследование зависимости от частоты системной памяти.
Какую память нужно ставить в материнскую плату с IGP 9100? PC3200,
PC2700 или может PC2100? Попытаемся ответить на это вопрос.
В этом примере картина заметно отличается от предыдущего случая.
Разница хоть и не очень большая (порядка 10-15%), но присутствует
практически везде. Сравнив эти результаты с предыдущей частью (где
использовалась менее быстрая память), можно рекомендовать ставить
в систему с IGP 9100 лучшую память, которую вы себе можете позволить.
Хотя, конечно, катастрофического падения производительности при
установке PC2700, к примеру, не будет.
Итак, правило №2.
Чипсет IGP 9100 довольно чувствителен к частоте и типу системной памяти. По возможности ставьте память получше.
4. Исследование зависимости от режима использования памяти (2-х
или 1-канальный).
Поскольку в моем распоряжении было всего 2 модуля по 256Мб, а плата имеет всего 2 слота DIMM, пришлось исследовать этот режим с разным общим объемом памяти. В одноканальном
режиме использовалось 256Мб, в 2-х 512Мб.
На этот раз различие большое. Присутствует везде и местами достигает до 50%
Правило №3.
Использование 2-х канального режима строго обязательно.
5. Исследование зависимости производительности от размера фрейм-буфера.
9100 IGP использует системную память в качестве локальной памяти
встроенного графического ядра. Однако используется, разумеется,
не вся системная память, а лишь часть ее. Вопрос в том, какой объем
памяти из ОЗУ лучше «забрать» для нужд графики, 64 или 128 мегабайт?
Проведенные тесты не показали сколько-нибудь заметного различия производительности, соответственно, зачем отнимать от системной памяти больше?
Правило №4
Оптимален размер фрейм-буфера равный 64Мб.
На этом позвольте закончить тестирования и перейти непосредственно
к разделу качества и проблемам.
6. Качество картинки и проблемы в играх и тестах.
Исследование качества картинки и наличия проблем довольно важно
для новой видеокарты наряду со скоростными показателями, поэтому
этот раздел в том или ином объеме весьма желателен в обзоре нового
продукта. Для встроенной видеокарты, возможно, это даже более важно,
поскольку, в отличие от дискретной видеокарты, ее нельзя обменять
на более производительную или менее проблемную. В качестве эталона
при сравнении выбран Radeon 9200 SE из предыдущего обзора.
А. Анизотропия и антиалиасинг.
Алгоритмы этих способов улучшения картинки аналогичны тем что используются в R200 (Radeon 8500 и Radeon 9100) и RV250(280) (Radeon 9000/9200).
Никаких сколько-нибудь заметных отличий в качестве картинки по
сравнению с 9200SE обнаружено не было. Желающим могу выслать почтой
мегабайт 30 файлов в формате bmp с шотами из тестовых картинок 3D
Mark03 (для анизотропии) и Tommi systems (для антиалиасинга).
Антиалиасинг (с моей точки зрения) для 9100 IGP может пригодиться
только в очень старых играх. Анизотропия же у этого чипа, напротив
довольно интересна, поскольку включение ее не так сильно влияет
на производительность. В связи с этим, на обеих картах все скриншоты
в статье снимались с включенной анизотропией 16-го уровня.
Б. Качество картинки в играх и тестах
Для этого раздела выбраны такие игры и тесты:
- ChameleonMark (1.0)
- VillageMark (1.17)
- 3DMark2001 (330)
- RtCW (1.31)
- Serious Sam SE (1.07)
- Call Of Duty (1.1.1412)
- Unreal 2 (829)
- Morrowind (1.6.0.1820)
- Пираты Карибского моря (1.03)
Набор не очень большой, но некоторое представление о предмете получить
можно.
ChameleonMark (1.0)
Этот тест использует функционал пиксельных шейдеров 1.1. В тесте
Glass и Shiny все в порядке, а вот в тесте Real (как и сообщалось
в 1-й части) обнаружена странная аномалия.
9100 IGP
|
9200SE:
|
Возможно и не очень правомерно изучать карты на чипах ATI с помощью
теста с логотипом NVIDIA. С другой стороны это Direct3D тест, и
все версии Radeon-ов (с поддержкой пиксельных шейдеров), которые
мне встречались, проходили этот тест корректно.
VillageMark (1.17)
В этом тесте никаких аномалий я не обнаружил.
9100 IGP
|
9200SE:
|
3DMark 2001 (330)
Тоже никаких проблем. Чтобы не загромождать статью, приведу лишь
сриншоты из Game3 (Lobby).
9100 IGP
|
9200SE:
|
RtCW (1.31)
В этой игре я провел с 9100 IGP несколько часов, проходя уровень
за уровнем и выискивая хоть какие-то глюки. Никаких проблем не обнаружил.
9100 IGP
|
9200SE:
|
Serious SAM SE (1.07)
Еще один "старый добрый шутер". Аналогично предыдущему
– никаких аномалий.
9100 IGP
|
9200SE:
|
Call Of Duty (1.1.1412)
Эта игра еще не встречалась у нас в обзорах, игра (на момент тестирования)
относительно свежая. Впечталение от игры (у меня лично) осталось
двойственное. В активе игры неплохая для старого движка графика
и радующий местами AI ботов. Среди недостатков - позиция разработчиков
игр "что показано в нашем кино то и правда". Часть сцен
в игре слизана с фильма довольно спорного. С другой стороны, если
вообразить что все миссии союзников проходят за сына генерала союзной
армии, а "наши" миссии - за уголовника из штрафной роты,
то в сюжете появляется логика и смысл.
Эту игру я прошел на IGP 9100 почти полностью. Здесь была обнаружена
проблема, явно бросающаяся в глаза, хоть и встретилась она всего
раз или 2 за всю игру (на уровне с кораблем).
9100 IGP
|
9200SE:
|
На уровне с кораблем (снаружи) также присутствовали некоторые притормаживания,
связанные, судя по всему, с отсечением невидимых поверхностей. В
общем же в средних настройках и в 800х600 игра на 9100igp вполне
играбельна, нареканий по качеству (кроме описанных выше) нет.
9100 IGP
|
9200SE:
|
Unreal 2 (829)
Не такой уж старый, но тоже "добрый" шутер. Никаких
проблем (связанных с видеокартой) не нашел.
9100 IGP
|
9200SE:
|
Morrowind (1.6.0.1820)
Игра уже довольно старая, но играть в нее мне лично никогда не
надоедает. Проблем (кроме необычного исполнения шейдера воды, что
отмечалось в 1-й части статьи) не обнаружил.
9100 IGP
|
9200SE:
|
Пираты Карибского Моря (1.03)
Еще одна новая в игра в наших обзорах. Хотя первые версии игры
изобиловали большим количеством багов (в том числе и забавных, вроде
размножения клинков в рюкзаках офицеров), в целом игра оставила
очень хорошее впечатление. Отдельное спасибо авторам (разработчикам
из компании Акелла) за морские пейзажи.
Аналогично предыдущему пункту – проблем не обнаружено.
Представление о качестве можно получить по следующим копиям экрана:
9100 IGP
|
9200SE:
|
9100 IGP
|
9200SE:
|
6. Заключение.
Итак, мы подошли к концу 2-й части изучения игровых возможностей
встроенной в чипсет 9100 igp графики. Исследование показало, при
сборке системы на базе таких плат стоит:
- обязательно использовать память в 2-х канальном режиме работы.
- использовать системную память максимально возможного качества
(так как системная память является локальной памятью встроенной
графики).
В целом, по итогам двух частей, можно сказать одно: чипсет удался.
В сравнении с дискретными решениями начального уровня встроенная
графика смотрится вполне конкурентоспособной. Некоторые проблемы
в играх и тестах, к сожалению, присутствуют, надеюсь, что ATI довольно
быстро с ними разберется (если уже не разобралась, ведь я и использовал
относительно старый драйвер). Кроме того, среди проблем (с моей
точки зрения) нет таких, которые бы сильно мешали реальному игровому
процессу.
Ruslan
aka Ruslan73
04.02.2004
Большое спасибо компании ТАЙСУ (www.taisu.ru)
за предоставленную на тестирование материнскую плату Sapphire IGP
9100 A39L и процессор Pentium 4 3.0C (FSB 800Mhz).
|