Интервью с главным менеджером по ПО ATI Terry Makedon
|
|
|
|
20.03.2004 Anton Nilsson с сайта NordicHardware.com провел
интервью с главным менеджером по программному обеспечению ATI Terry Makedon.
В ходе этого интервью Terry ответил на ряд вопросов, которые (по нашему мнению) могут быть интересны нашим посетителям. Предлагаем вам полный перевод этого интервью. Оригинал находится
здесь. |
|
Вопросы NordicHardware: |
|
|
|
[NH] Во-первых, мы поприветствуем тебя, Terry.
Пожалуйста, представь себя и компанию, на которую ты работаешь.
[ATi] Привет, спасибо, что нашли время поговорить со мной. Я являюсь главным менеджером по выпуску ПО
(Senior Product Manager of Software) в компании ATI. Что, проще говоря, означает, что я отвечаю за ПО CATALYST в плане появления новых
возможностей в нем, а также за обучение пользователей этому программному обеспечению. Конечно, мы следим за многими разными сферами
применения продукции ATI, но наиболее интересным для меня является их применение в настольных ПК (благодаря высокому уровню поддержки игр). |
|
|
|
[NH] ATI удалось значительно улучшить свою репутацию относительно качества драйверов за последние пару лет.
Что бы ты, по своему личному мнению, назвал ключевыми факторами этих улучшений.
[ATI] Для нас все изменилось в июне 2002-го года, когда мы выпустили CATALYST.
Это было воспринято как важный шаг на пути развития ПО для VPU. По сути мы изобрели концепцию пакета ПО для VPU
(совместив более чем просто драйвера для видеокарты), вместе с другими нововведениями (это было впервые, когда простой
слайдер позволил пользователю выбирать скорость и качество картинки). Достаточно истории. Как это случилось?
Как компания, мы были недовольны нашими драйверами. Они изобиловали проблемами, выпускались нечасто,
новые функции появлялись довольно редко. Мы собрались и решили, что ПО для VPU должно стать самым приоритетным направлением со стороны ATI,
и мы были готовы сделать все возможное, чтобы занять лидирующую позицию на рынке. Мы хотели быть инноваторами (не имитаторами)
в этой области. После значительных инвестиций в персонал, инструменты, процессы, и изменения точки зрения, мы выпустили CATALYST.
Что приводит нас к сегодняшнему дню, с недавним опросом пользователей, показывающим, что ATI очень сильно улучшила свое ПО.
|
|
|
|
[NH] Как вы определяете, какие игры/приложения должны получать больше всего внимания?
Вы просто смотрите на уровни продаж, уровень проблем, или что-то еще?
[ATI] CATALYST CREW оказывает ключевую помощь в этом процессе. Обычно, мы смотрим на количество репортов
об определенном баге. Для тех, кто не знает, CATALYST CREW является ключевым компонентом для отдачи. Это веб-форма, которая
позволяет пользователям вводить репорты проблем (или даже пожеланий на будущее). Мы читаем каждый репорт и включаем их в нашу базу,
которая включает репорты проблем для каждого проблемного приложения. Таким образом, мы можем легко изолировать самые важные проблемы,
которые испытывают наши пользователи, и сделать шаги к их разрешению. Ниже я приведу линк, который я рекомендую использовать всем.
http://apps.ATI.com/driverfeedback/
|
|
|
|
[NH] Сколько кода/работы является общим для OpenGL и Direct3D в драйверах?
[ATI] На данный момент немного. Общим для двух API является только компилятор кода.
В будущем мы планируем объединить их сильнее. |
|
|
|
[NH] Остались ли какие-нибудь возможности железа, которые не поддержаны
или недоступны в текущих драйверах? Если да, то мог бы ты дать нам какие-нибудь намеки, что бы это могло быть?
[ATI] Нет. Все, что мы планировали, появилось очень рано в драйверах CATALYST. Конечно,
если мы найдем что-то новое, о чем мы раньше не думали, мы будем это исследовать. |
|
|
|
[NH] Является ли много кода/работы общим для драйверов FireGL и Radeon?
[ATI] Да. |
|
|
|
[NH] Общими словами, сколько времени занимает максимизация скорости драйвера?
К примеру, можно ли что-либо еще выжать из архитектуры R3x0?
[ATI] Это зависит от того, новая это игра или нет. По моему мнению, здесь нет простого ответа, но я скажу -
где-нибудь между 1-6 месяцев. Для R3x0 - там могли бы быть некоторые увеличения производительности, но, конечно, мы их не будем выпускать,
если они будут влиять на качество картинки в каком-либо виде. |
|
|
|
[NH] ATI, и, лично, ты, были очень активны в среде железных энтузиастов
(к примеру, общаясь на форумах). Была ли это инициатива ATI или лично ваша? Какая бы ни была причина, пожалуйста,
расскажите нам об этом. Я уверен, что это очень приветствуется нашими читателями.
[ATI] Я начал с просмотра форумов и решил, что участие в них позволит лучше общаться с нашими пользователями.
Так что я просто зарегистрировался и начал отвечать. Думаю, это была моя собственная инициатива. Я считаю, что это здорово, позволить
конечным пользователям общаться напрямую с представителями компании. Как покупатель, я бы любил возможность ходить на определенные
форумы и разговаривать с людьми, управляющими индустрией. На данный момент я зарегистрирован на, как минимум, 8-ми разных веб-сайтах.
Я отвечаю под именем "catalyst maker", так что если вы меня там видите, то скажите привет. |
|
|
|
[NH] Какой был прирост производительности на драйверах, поддерживающих SSE2
и другие инструкции CPU? Будет ли поддержка SSE3?
[ATI] У меня нет данных по разнице в производительности, но, да, мы проделали немного специальной работы
для SSE2. Если у SSE3 есть подобные преимущества, то мы, конечно, напишем немного оптимизированного кода для SSE3. |
|
|
|
[NH] В некоторых OEM драйверах была установлена WMV акселерация.
Сделано ли это полностью в официальных Catalyst на данный момент?
[ATI] На самом деле, я этого не знал. Этого там быть не должно. У нас есть аппаратная акселерация для приближающегося
Windows Media Video, но Microsoft должна сначала выпустить апдейт для Windows. Наш код закончен в опции контрольной панели, но деблокировка
еще не работает, т.к. мы зависим от Microsoft. К сожалению, мы не получили всего, что нам нужно, поэтому на данный момент это просто спрятанный чекбокс, который
ничего не делает. |
|
|
|
[NH] Деблокинг и другие подобные возможности были описаны как важные части R300. Но мы особо
ничего не слышали о FULLSTREAM и Video Shader с тех пор. Что случилось? (Насколько нам известно только RealOne и DivX Player поддерживают эти возможности.)
[ATI] Мы поддерживаем Real One, DivX Player, а также, приближается Windows Media. Между теми тремя приложениями,
я уверен, мы покрываем 90% рынка. FULLSTREAM сейчас для нас стандартен, так что нет нужды в лишнем шуме об этом.
Я надеюсь, что люди знают об этом, а если нет, то, пожалуйста, смотрите здесь:
FULLSTREAM™ Новейшее улучшение в обработке видео.
Аппаратно ускоренный метод фильтрации, улучшающий скорость и качество воспроизведения видео.
|
|
|
|
[NH] Сколько людей работают над драйверами для Windows, MacOS, Linux и FireGL?
[ATI] У меня нет конкретных чисел, но я могу вам сказать, что более 400 профессионалов,
работают над ПО для ПК и различными приложениями под различные версии Windows, MacOS и Linux. |
|
|
|
[NH] Как нам кажется, ATI не очень жалует специальные разрешения экрана. Например,
1400х1050 текущими драйверами не поддерживается, и если добавить поддержку разршения сторонним приложением, то поддержка получается слабая,
по сравнению со стандартными разрешениями (драйвера Omega похоже как-то обходят эту проблему). Планируется ли сделать это легче для тех из нас,
кто использует нестандартные разрешения, или есть какая-то причина за этим (другие бренды не имеют таких проблем и, даже, имеют инструменты
для добавления нестандартных разрешений встроенные в драйверы)
[ATI] Мы поддерживаем все разрешения, которые поддерживает ваш монитор. Если есть нужда сломать "правила" монитора,
то я посоветую использовать какую-нибудь утилиту. (Но я не рекомендую использовать режим, не поддерживаемый монитором). И все-таки, я планирую
попробовать некоторые вещи с поддержкой нестандартных разрешений в будущем.
|
|
|
|
[NH] Существует много противоречивых мнений, почему ATI разделила контрольную панель и драйверы.
Это для того, чтобы сократить размеры даунлоадов, или, по слухам, так как ваша панель управления имеет возможности, которые не проходят WHQL
по какой-либо причине?
[ATI] Просто более разумно держать их отдельно, так как это разные вещи в любом случае. Размер - это одно из преимуществ разделения.
Также, многим панель управления может быть не нужна. Мнение о WHQL неправильно, т.к. Microsoft тестирует драйвер, а не панель управления. |
|
|
|
[NH] Планируется ли поддержка для расширения панели задач на второй дисплей?
[ATI] Нет, но мы можем это добавить, если это нужно рынку. Если быть честным, это первый раз, когда кто-либо спросил об этом.
Какие, по-вашему, это даст преимущества, кроме более опрятного внешнего вида рабочего стола? |
|
|
|
[NH] Пожалуйста, расскажи нам немного о вашей бета-программе. Сколько участников,
сколько активно учавствуют, какие страны лучше представлены и т.д.?
[ATI] Мы имеем более 4500 подписавшихся на данный момент. Сейчас в бета-программе 100 мест
(мы решили, что это число дает нам максимальную пользу). Бета-тестеры, не помогающие программе, бывают заменены часто.
Мы имеем участников со всего мира, но, что очень странно, большинство из них находятся в Европе.
Греция имеет хорошее представительство в бета-программе ;) |
|
|
|
|
Вопросы читателей NordicHardware: |
|
|
|
[NH] Почему ATI не поддерживает Windows 64 bit editions, когда столько других компаний поддерживают?
[ATI] Мы поддерживаем Windows 64 bit. CATALYST драйверы включены в саму ОС (без поддержки OpenGL, т.к. Microsoft не включает OGL в Windows).
Мы также поддерживаем Windows 64 bit, предоставляя бета версии драйверов нашим бета-тестерам.
Разработка CATALYST базируется на принципе наивысшего качества. Точно так же, как мы не предоставляли бета-драйверы для 32 bit Windows
широкой публике, мы подошли очень серьезно к вопросу доступности 64 бит бета-драйверов. Наша философия заключается в том, что тестирование незаконченного
ПО должно выполняться нами (и некоторыми бета-тестерами), а не широкой публикой. Я считаю, все заключается в разнице философий нашей и других компаний.
Мы их выпустим, как только будем уверены, что пользователи не получат плохих впечатлений от их использования. |
|
|
|
[NH] Почему ATI не поддерживает Linux для AMD64?
[ATI] Снова, мы его поддерживаем. У нас просто пока нет ничего готового для широкой публики. |
|
|
|
[NH] Задумывалась ли ATI об облегченном в использовании инсталляторе для их Linux драйверов?
[ATI] Да, конечно. Это может прозвучать как повторение, но это еще одна вещь, над которой мы сейчас работаем (но, если честно,
с меньшим приоритетом, чем над другими задачами).
ATI web site how to for Linux |
|
|
|
[NH] Станут ли драверы для Linux частью программы Catalyst? (т.е. когда появятся драверы для
Linux со сравнимыми с их Windows версиями возможностями и скоростью)
[ATI] Ответом на ваш вопрос будет то, что Linux уже является частью маркетинговой программы CATALYST. Это означает постоянные и регулярные обновления,
а также сходные принципы в производительности, стабильности и внедрении нововведений. Однако, если я вас правильно понял, вы спросили; когда в драйверах под
Linux будет столько же возможностей, как в драйверах под Windows? Если это было вопросом, то ответ должен рассматриваться с точки зрения их соотношений на рынке.
Я считаю, что Windows занимает 96%, а Linux - 4%. Если смотреть на это с такой точки зрения, то становится очень сложно выделять ресурсы на разработку драйверов
под Linux, совместимых по возможностям с драйверами под Windows. Мы собираемся вложить больше в Linux, и продвинуться вперед с ним и поддержкой CATALYST для него. |
|
|
|
[NH] Работает ли ATI над GUI для твикинга базовых настроек драйверов (AA/AF и т.п.) под Linux?
[ATI] Я предпочту не комментировать о будущих возможностях. Успокойтесь, мне хорошо известны требования пользователей,
и мы сделаем все возможное для их выполнения. |
|
|
|
[NH] Почему ATI поставляет только Linux RPM пакеты, но не бинарники (binaries)?
[ATI] Мы всегда фокусировались на поддержке Red Hat....мы планируем создать новый, улучшенный, инсталлятор, умеющий работать
с бинарниками (binaries). И снова, в связи с ограничениями доступных ресурсов, это займет некоторое время. |
|
|
|
[NH] Будет ли улучшена существующая система профилирования? Т.е., сможем ли мы получить профили
для каждой игры, которые смогут работать так, чтобы не было необходимости каждый раз менять установки вручную?
[ATI] Я не могу говорить о наших будущих возможностях, но будьте спокойны - мы имеем реальное нововведение,
которое вы получите в ближайшем будущем. CATALYST базируется на трех ясно заявленных принципах: стабильность, производительность, нововведения.
Так что, я думаю, можно спокойно заявить, что мы скоро выпустим что-то очень классное. |
|
|
|
[NH] TFT-мониторы набирают популярность. Даже среди игроков. Будет ли опция для того, чтобы
ЗАСТАВИТЬ монитор не масштабировать изображение на размер экрана, чтобы пропустить внутренний механизм масштабирования TFT-дисплея?
[ATI] Когда режим запрошен пользователем, мы смотрим на EDID и, если монитор сообщает о режиме, мы управляем им,
используя информацию EDID. Если режим не родной, и об этом сообщает EDID, то панель масштабирует изображение в этих режимах.
Мы отдаем большее предпочтение масштабированию панелью. Это означает, что если аппаратное масштабирование отключено через нашу панель
управления, мы все равно используем масштабирование панелью, если оно доступно. Я так понял, что вы просите новую опцию, которая бы позволила
не использовать масштабирование панели или графическое ASIC масштабирование? Это, однако, приведет к появлению краев и не будет хорошо выглядеть,
если вы имеете изображение низкого разрешения, центрированное на панели высокого разрешения.
|
|
|
|
[NH] Поддерживаете ли вы проекты по модифицированию драйверов?
Т.е. сообщаете ли вы рекомендации, отдачу и т.д., например, Omega Drivers?
[ATI] Некоторые больше, чем другие. Существуют некоторые "моддеры", которых я на данный момент не поддерживаю,
т.к. они не находятся в рабочих отношениях с нами. Конечно, Omega очень нам близок. На его сайте вы можете увидеть цитату из одного из других интервью,
которые я давал. Я приведу ее здесь: "ATI полностью поддерживает энтузиастов. Omega Drivers являются хорошим примером работы сообщества энтузиастов.
Они являются драйверами CATALYST с другими установками, включенными через ключи реестра и другие подобные методы. Это обеспечивает пользователей
альтернативными настройками ATI CATALYST по умолчанию. В среде энтузиастов существует несколько модифицированных драйверов, но наши отношения
с создателем Omega Drivers находятся на высшем уровне. Автор этих драйверов является частью команды по бета-тестированию драйверов CATALYST,
а также находится в прямом контакте с ATI. Мы бы даже сказали, что если пользователь выбирает модифицированный драйвер, то он остановит
свой выбор на Omega Drivers."
|
|
|
|
[NH] Просто для веселья. Я дам тебе десять слов, и ты просто ответишь первое, что придет тебе в голову:
ATI - FanATIcal, CinemATIc, DevastATIng, nATIve, CreATIve… Ладно, я признаюсь, что это не первое, что мне пришло в голову.
У меня была возможность подумать об этом.
Швеция - Холоднее, чем в Канаде?
Overclocking - 9600XT мечта оверклокера.
3Dmark - Отличный пример вестника, которого подстрелили
Fanboys - Игроки
Longhorn - Не могу ждать
Xbox2 - Что это?
Linux - Недорогая альтернатива
R42x - Вы не будете разочарованны
Конкуренция - Полезно для индустрии
|
|
|
|
[NH] И, напоследок, мне хочется поблагодарить тебя (и ATI) за потраченное на нас время.
|
|
|
|
По материалам сайта NordicHardware.com. Перевод выполнил Игорь Лагунов aka Buntar 30.03.2004 |
|
|
|
|
|
|
На главную страницу |
|