Главная  Продукция  Статьи  Тесты  FAQ  Downloads  Форум  Ссылки

 Эксперименты над Radeon 7500.

 1. Предисловие.

      Начну с того, что выбрать именно эту модель из Radeon-ов да и вообще изделие от ATi, меня сподвигли соображения следующего характера:

 •  Соотношение цена/производительность.

 •  Поддержка библиотек DirectX 8(почти полная).

 •  Требуемая производительность на сегодняшний день большинством современных игр.

 •  Запас, все той же производительности, на ближайшие 6-12 месяцев.

 •  Истинная «двухголовость» + DVI + TV-out!!!

 •  Качество 2D (монитор у меня 19" SM959NF). 3D, кстати, тоже неплох :)

 •  Цена (139 – 147 за OEM, брать дороже жаба душила). (Два замечания: с момента покупки цены уже снизились, в регионах цены выше, чем в Москве. прим. редактора)

 •  Просто уважение к ATI, за их упорство в борьбе за рынок. Мало таких осталось, а именно от конкуренции всем нам легче (дешевле и качественней) живется.

      Вроде ничего не забыл? Ах да, про минусы - драйверы! Ну да ладно, вроде везде писали что ситуация меняется к лучшему, так что решил на эту "мелочь" внимание не обращать.

      Вот и свершилось!!! Приобрел, можно сказать, оригинальную ATi-шную карту, только работающую на чуть заниженных частотах - 270/230.

      Воткнул, посмотрел, понравилось. Да не совсем, а точнее хотелось большей скорости в 3D в некоторых играх. На 19" мониторе хотелось разрешение для него "человеческое поставить" - 1280х1024 и выше, а карточка не успевала. Конечно, возникла мысль об обмене на более быстрое изделие от той же ATI, но она шла вразрез с пунктом о приемлимой цене (скажем так основным, хоть и не первым в перечислении), вот и закралась мысль у "старого" радиолюбителя разогнать её, да не просто так, а с "извращениями". Под ними я, конечно, имею в виду поднятие напряжения питания ядра и памяти плюс дополнительное усиленное охлаждение в виде радиаторов и кулера.

      Дальнейшие описание модификации видеокарты Radeon 7500 не являются руководством к действию, а служит справочными данными о возможностях разгона путем повышения напряжения питания и установки дополнительного охлаждения. Все действия, произведенные по материалам данной статьи, являются личным делом каждого. Автор и редакция сайта не несут ответственности за поломку видеокарты или других комплектующих в результате её модификации.

  Модификация карты.

     А теперь обо всем по порядку.

      Для начала полазил по инету, поискал информацию о подобных вещах. Не очень густо на эту тему. Тут наткнулся на статью Алексея Петрова "Как нам организовать Radeon 8500 LE" на этом сайте и начал осмотр своей карточки. В итоге обнаружил 5 стабилизаторов питания, 3 отдельных на ядро (1.55 В (синий на фото), 1.35 В (оранжевый), 1.9 В (фиолетовый), 1 на память 3.5 В (желтый) и 1 общий 2.6 В (красный) для памяти и ядра. Сделал необходимые замеры напряжений (результаты выше), все запротоколировал.
      При таких показаниях удалось получить устойчивую работу на частотах 326 – ядро, 261(522) – память. Сразу оговорюсь, все указанные далее напряжения после модификации подобраны в ходе долгих испытаний и выбраны как оптимальные для разгона, а не как максимальные. Дальнейшее увеличение некоторых напряжений приводило либо к обратному эффекту (появлялись артефакты или цветные пятнышки), или их увеличение не вызывало ощутимого результата.

      Начать решил с памяти. Лезть паяльником особого желания поначалу не было, и я решил последовать рецепту автора из выше названной статьи, аккуратно процарапать резистор (синий) иголкой так, чтобы увеличение его сопротивления, согласно предварительному расчету, вызвало поднятие напряжения с 3.5В до 3.8-3.9В (Рис2). Процарапал, и промазал. Получил аж за 4В. Память хоть и работала устойчиво, но греться начала выше нормы, вот и пришлось второй резистор (красный) процарапывать для компенсации. (Мы приносим извинения за качество фотографий. прим. редактора)
      В итоге получил 3.87В, остановился на достигнутом и сделал вывод, что все-таки не лучший это способ для меня. Может для кого-то и приемлемый, но не для человека, который с паяльником на ты. Остальные резисторы я решил подпаивать параллельно, для уменьшения сопротивления. Напомню, для поднятия напряжения параллелить нужно резистор, который идет одним выводом на землю (массу, корпус). В данном случае, по моим прикидкам, подпаивать следовало от 6 кОм до 10 кОм, точнее попробовать у меня, как понимаете уже возможности не было. Память устойчиво заработала на частоте 270МГц, а далее возник интересный эффект, с которым я боролся, пока не надоело. Дело в том, что можно было выставлять любые частоты – 300, 400 и т.д., все работало, а толку от этого, в смысле прироста производительности, не было. Сейчас уже в нескольких местах об этом пишут, а решения проблемы так и нет, видимо повышение частоты памяти выше определенного предела, каким то образом заблокировано.

      Дальше пошло все проще. Стабилизатор 1.55В – подпаиваю 680 Ом, получаем 2В (рис2).Поднятие этого напряжения позволило ядру устойчиво работать на частоте ядра 335.25МГц.

      Стабилизатор 1.35В – закорачиваю площадки (красный), предназначенные видимо для этого(!) в Retail варианте (рис 3), получаем 1.45В.

      Это позволяет поднять частоту ядра еще на 2.25МГц. Дальнейшее поднятие этого напряжения на 0.1В сразу вызывало выпадение "балок" и появление цветных квадратиков, что характерно для ошибок памяти, а не ядра. В общем, до конца я так и не понял, что он питает, может какие цепи от ядра до памяти?

      Следующий стабилизатор 1.9 В – подпаиваю 2.7 кОм (оранжевый), получаем 2.15 В.

      Данное поднятие напряжение позволило ядру устойчиво работать на частоте 346.5МГц. В принципе три – пять кругов в 3DMark2001 тест Dragothic High Detail он выдерживал и на 351МГц, но потом вылезали артефакты. Может из-за недостаточного охлаждения? Но об этом чуть ниже.

      Подошла очередь общего для ядра и памяти стабилизатора, вот тут он и оказал мне медвежью услугу! Точнее не он сам конечно, а поднятие его напряжения с 2.6В до уровня 2.8В, путем подпаивания резистора на 6.2 кОм (рис3). Ядро вдруг перестало работать без глюков, пришлось убавлять частоту до 337.5МГц. Естественным шагом было отказаться от этой модификации.

      В итоге я получил на поднятии напряжения следующие результаты:

 •  Ядро 326/347 (+6.5%)

 •  Память 261/270 (+3.5%) – из-за непонятной блокировки в чипе или BIOS

  Несколько слов об охлаждениии.

      Теперь немного слов об охлаждении. Я использовал кулер от процессора Celeron средних размеров для ядра, и половинки радиатора от кулера для процессора Pentium MMX для памяти. Клеил все на АЛСИЛ-5, чип ядра сточил на 0.8-1 мм шкуркой. Чип, кстати очень вогнутый, как и все радиаторы, советую пошлифовать хотя бы на стекле + микронка. Память при интенсивной работе теплая, в норме. Ядро сзади платы горячее, но палец терпит нормально, спереди кулер еле теплый. Сзади тоже стоит на подставочках кулер на растоянии 5мм от платы над ядром, диаметром 50х50мм.

      Карта уже скоро месяц постоянно работает на частотах 344/268.

  Результаты тестирования.

     Тестирование проводилось на машине со следующей конфигурацией:
CPU : Intel Pentium 4 1400@2050(14x146)
Mainboard : MSI6547(SIS645)
Memory : 256Mb DDR HYUNDAI PC2100
Video : ATi Radeon 7500 64Mb
HDD : HDD IBM 40Gb 7200rpm ATA100
Monitor : 19"Samsung SM 959NF
Операционная система : Windows XP, DirectX 8.1, драйверы ATi 6018
Частоты работы карты  
Штатные: 270/230
Разгон без модификации карты: 326/261
Разгон с модификацией карты: 347/268

  3DMark2001

      Прирост по очкам соответственно 7.5% и 10.2%. Без комментариев, уж больно много всего, от чего зависят эти очки.

  Max Payne

      Ну а теперь перейдем к реальным тестам.

      В игре Max Payne, при выполнении теста PCGH Final Scene №1 (VGA Demo), в режиме 1024х768, трилинейная фильтрация, без сглаживания, все опции графики по максимуму, 32 bit, картина выглядит следующим образом:
      Прирост скорости соответственно 9% и 10.5%. Не очень много, видимо сказывается интенсивная работа с памятью.

      Хочется отметить еще один интересный момент: в MaxPayne работает анизотропная фильтрация вопреки высказываниям в форуме на сайте (не помню точно в какой ветке), FPS падает при её форсировании на 3-4 кадра при указанных установках в тесте. (Не знаю как fps - не мерял, но визуально я никакой анизотропки не вижу. прим. редактора)

  Quake3

      В игре Quake III Arena, при запуске демки Quaver, в режиме 1024х768, все опции графики по максимуму, 32 bit, включены AA4x4 и анизотропная фильтрация, складывается уже вот такая картина:
      Прирост скорости соответственно 18% и 22.5%. На лицо почти прямая зависимость от частоты ядра карты.

  Выводы

      Ну а вообще, разгоном своего Radeon 7500, я, нельзя сказать что очень доволен, конкретно из-за разгона памяти! Ядро 270/347 (+28.5%) – это хорошо, а вот память… 230/270 (+17.5%) – могло быть и лучше. Может, конечно, кто-нибудь разгадает эту загадку о блокировке, будем следить за новостями. Жду обсуждений и возможных замечаний (не обижусь) в форуме. Счастливого OverClocking-a вам, друзья!
5 февраля 2002 г. Заякин Сергей aka Sultan

На главную страницу


 Главная  Продукция  Статьи  Тесты  FAQ  Downloads  Форум  Ссылки
Логотипы, торговые марки и прочие зарегистрированные знаки принадлежат компании ATI Technologies
Copyright © 2001

Пишите нам

  Rambler's Top100 Rambler's Top100