|
|
Предисловие.
|
|
В июне 2002 г. ATi Technologies одновременно с выпуском своей новой линейки
драйверов Catalyst ввела поддержку YPbPr для линейки Radeon 8500, впервые наделив видеокарту
возможностью подключения к устройствам отображения информации с использованием высококачественного
стандарта.
|
|
Что такое YPbPr?
|
|
Radeon 8500 способен выдать сигнал четырех видов: композитный, YPbPr (компонентный),
S-Video и RGB. (Первые два с использованием переходников). Что лучше? Чтобы разобраться в этом, проследим
путь изображения от телестудии до экрана телевизора.
В телецентре:
• Изображение раскладывается на сигнал трех первичных цветов: красного (Red - R), зеленого
(Green - G) и синего (Blue - В) - отсюда название "RGB" - плюс сигналы HV (горизонтальной и вертикальной
синхронизации), а затем превращается в:
• RGB-сигнал с синхроимпульсами в канале зеленого, который далее преобразуется в:
• Компонентный (цветоразностный) сигнал YUV, где Y = 0,299R + 0,5876 + 0,114В; U=R-Y;V= В- Y,
впоследствии превращаемый в:
• Сигнал S-Video (Separate Video, а не Super Video!) с раздельными составляющими яркости и
цветности (separate по-английски означает "раздельный"), из которого получается:
• Композитный видеосигнал (в нем составляющие яркости и цветности смешаны). Из него получают:
• РЧ (радиочастотный) сигнал, сочетающий аудио- и видеосигналы. Затем он модулируется несущей
частотой и превращается в:
• Эфирный телесигнал.
Дома:
• Принятый эфирный телесигнал превращается в композитный, композитный - в S-Video, a S-Video -
в RGB+HV.
• Принятый компонентный сигнал YPbPr - сразу в RGB + HV, в обход многих цепей видеотракта.
• Принятый RGB-сигнал с синхроимпульсами в канале зеленого тоже преобразуется непосредственно в RGB + HV.
• Принятый сигнал RGB + HV поступает без всякого декодирования прямо на ЭЛТ телевизора или матрицу плазменного монитора.
Таким образом, становится очевидно: если мы перейдем от первой стадии в телестудии к
четвертой стадии дома, нам удастся обойтись без множества ступеней кодирования/декодирования, ухудшающих
качество изображения. По позможности, использовать нужно тот сигнал, который легче всего превратить в RGB + HV.
Тогда почему в телевизорах чаще всего используют компонентный вход, если RGB + HV так хорош?
Когда зарождался формат DVD, было решено, что при оцифровке материала для записи на DVD именно
компонентный сигнал будет переводиться в цифровой вид, а затем обрабатываться по алгоритму MPEG-2 сжатия видео-даннных.
Итак, на DVD записан цифровой компонентный видеосигнал, то есть сигнал RGB на выходе DVD-плейера
получается из компонентного YUV. Преобразователь "YUV-RGB", установленный в проигрывателе, стоит примерно $1. Телевизор
же оснащен более качественными (так, во всяком случае, утверждают эксперты: Вячеслав Саввов, журнал "Салон AV" №11/1999 г.)
цепями обработки видеосигнала.
Вывод напрашивается сам собой: DVD-проигрыватель лучше всего подключать к телевизору по компонентному
сигналу. А преобразует YPbPr в RGB пусть телевизор.
Итак, вы имеете телевизор с компонентным YPbPr входом, Radeon 8500LE, и желание соединить все это
вместе. Что делать?
Если вы проживаете в Америке или Канаде, то вы можете заказать переходник VGA-YPbPr (YPbPr dongle)
по почте на сайте ATi (остается непонятным, в чем причина такого ограничения). |
|
|
|
А дальше действовать, согласно прилагаемой инструкции. Обзор переходника можно почитать
здесь.
В противном случае вам понадобится внешний транскодер. Что-нибудь вроде этого: |
|
|
Возникает вопос: можно ли изготовить переходник самому?
Но на самом деле никакой переходник не нужен, поскольку он не выполняет никаких преобразований.
Он лишь поддерживает функцию DDC (Display Data Channel), по мнению автора в очень упрощенном виде. Все преобразования
осуществляет драйвер, путем перепрограммирования ЦАП видеокарты. Таким образом, вопрос изготовления переходника
упирается во внесение необходимых изменений в системный реестр. При определенных ограничениях, автору удалось осуществить
подключение без использования фирменного переходника. |
|
|
|
Подключение.
|
|
|
|
• Соединяем видеокарту и телевизор S-Video кабелем. Прочие Мониторы отключить!
• Добавляем в реестр следующий ключ:
HKLM\SOFTWARE\ATI Technologies\Driver\0000\DAL
"HDTVRULE_HDTVCONNECTED" =hex:01,00,00,00
Такая комбинация в какой-то мере позволяет заменить DDC фирменного переходника. Драйвер определяет наличие
телевизионного подключения через S-Video, тип подключения - через реестр.
• Перезагружаем компьютер.
В результате происходит сбой синхронизации телевизора. Подключаем монитор к VGA входу - изображение зеленое,
как на ДВК-2 :) Все правильно, - это YPbPr, на зеленом теперь яркость.
• Устанавливаем разрешение 640x480 (важно!).
Отключив в контрольной панеле S-Video и запомнив схему, выключаем компьютер, отсоединяем монитор.
• Приступаем к сборке шнура.
Для этого вам понадобятся 3 тюльпана, один VGA разъем, и несколько метров коаксиального 75-Ом кабеля.
Распайка: R (pin 1 VGA) - Pr, G (pin 2 VGA) - Y, B (pin 3 VGA) - Pb. Cоответствующие земли припаять к pin 6,7,8. |
|
|
|
• См. пункт.1., грузимся, подключаем свежеспаянный шнур. Все работает!
Как правило, 5-10% изобажения будет за экраном (сильный оверскан). Но даже не пытайтесь переключать разрешение.
Срыв синхронизации или, в лучшем случае, виртуальный экран - все что вы получите. Поэтому сразу переходим к следующему пункту.
• Производим настройку. Для этого понадобиться PowerStrip 3.21 начиная с build 314. Более раннии
версии не имеют поддержки YPbPr.
• PowerStrip menu> Color profiles> Configure> отщелкнуть "Write directly to palette DAC" и " Enable color correction".
Теперь убираем оверскан и добавляем новые разрешения в соответствии с возможностями развертки вашего телевизора.
Эксперимент проводился под Win98SE, драйвер - 9050, видео - Radeon 8500LE. Я не стану
рекомендовать повторение подобного фокуса, - слишком сырая это конструкция.
После добавления ключа HDTVRULE_HDTVCONNECTED напрочь исчезают закладки панели управления, так что все
настройки нужно делать до того. Встречаются и другие неприятности.
В общем, реестр требует дальнейшей модификации. Для продолжения работы требуется либо оригинальный переходник,
либо копия реестра при подключенном переходнике.
Разумнее всего подождать, - рано или поздно появятся аналоги фирменного переходника, плюс должна улучшится
поддержка в драйверах. Но если вы энтузиаст - паяльник вам в руки :)
Только не забудьте включить режим синего экрана в вашем телевизоре, иначе при выходе частоты строчной развертки
за допустимые пределы сначала вы услышите характерный хлопок, затем пойдет легкий дымок, после чего вам придется вызывать телемастера.
|
|
Сравнение YPbPr и S-Video.
|
|
Теперь давайте рассмотрим, что нам дает проделанная работа на практике.
Снимки сделаны цифровой камерой Olympus.
Настройки телевизора (яркость, контраст и др.) оставались неизменными. К сожалению,
совокупность свойств камеры и телевизора не позволили обеспечить должное качество, - присутствуют ужасные
волновые эффекты, а также искривление перспективы.
Кроме того, для быстроты загрузки снимки были сконвертированы из 1600x1200 в 800x600
с низким качеством jpeg кодировки. Тем не менее, разница очевидна:
Текстовый режим. Снимки рабочего стола в разрешениях:
• 640х480
|
|
|
|
• 800x600
|
|
|
|
• 1024x768
|
|
|
|
• Cтандартные HDTV разрешения 540p и 720i
|
|
|
|
Вывод: максимальное разрешение для текста в S-Video - 640x480 что во многих случаях не очень удобно, в то время
как YPbPr обеспечивает не худшую читабельность при 1024x768ix80Hz. Сдерживающим фактором для YPbPr является разрешение кинескопа
телевизора (количество ячеек люминофора по горизонтали) и фликер, вызванный пониженим частоты кадровой развертки ниже 80Гц.
DVD Видео:
Снимки сделаны в разных разрешениях видеокарты.
Выбиралось ближайшее подходящее под формат DVD (720x480). От аналогичного fullscreen 720х480 сразу пришлось отказаться -
изображение получалось слишком вытянутое. Для YPbPb идеально подошло 720x540p. Для S-Video пришлось использовать 640x480,
потому что 800х600 сильно зашумлено (аппаратный баг ATI),а в 1024x768 не читабильна навигация. |
|
|
|
|
|
Вывод: YPbPr по сравнению с S-Video обеспечивает значильно больший диапазон яркости и контрастности. Цвета сочные, изображение
изобилует мелкими деталями. Это особенно заметно на сложных сценах с компьютерной графикой.
Игры:
Снимки сделаны в разрешенииях 640x480 и 1024х768, 4xAA, 16xAnisotropic. |
|
|
|
|
|
Вывод: S-Video превращает анизотропную фильтрацию в трилинейную, добротно размазывая все мельчайшие подробности по экрану.
Настоящие фанаты 3Dfx должны взвизгнуть от радости :), подключив свои Радеоны по S-Video к телевизору.
Почему все именно так? В случае S-Video, сказывается большое количество различных конвертаций, упомянутых выше. Кроме того,
в сам телевизионный стандарт заложена определенная деградация качества. Как уже говорилось, S-Video - это совокупность яркостного сигнала Y и
цветового С - суммы U и V. Поскольку последние передаются с разрешением в 2 раза меньшим, чем Y, то резкие цветовые переходы не могут быть переданы
без искажений.
Хочу отметить еще одно обстоятельство: Если для YpbPr реальное разрешение, как правило, совпадает с текущим VGA-режимом, т.е.
в разрешении 800х600 мы действительно можем различить 800 элементов в каждой из 600 строк, то S-Video ограничен разрешением 576 активных линий для
PAL (480 для NTSC). Графические режимы Windows это 480, 600, 768, 1024 и более строк, а телевизионный видеосигнал всегда должен содержать 576 (480)
строк. Вследствие этого возникает необходимость масштабирования, которое выполняет чип RageTheater. Очевидно что такая сложная интерполяция также
ведет к потере качества, с единственным исключением,- преобразование 480 строк в 480 строк (NTSC).
Итог: Сравнение проводилось в очень благоприятных условиях для S-Video,- использовался встроенный в телевизор деинтерлейсер
совместно с удвоителем кадров. Изображение выводилось в формате NTSC, что позволяло получить 60Гц в прогрессиве. Соответственно, на снимках S-Video
отсутствует строчная структура. Но даже такие эксклюзивные условия не являются оправданием для использования сильно устаревшего за 48 лет существования
стандарта.
Как мы убедились, S-Video TV-Out не может обеспечить сопоставимое с YPbPr качество ни для интернета, ни для игр, ни для видео.
Выбор за вами: в одном случае простота подключения, но со всеми вытекающими последствиями, в другом случае вам придется немного потрудиться, - но
оно того стоит. |
|
|
|
|
|
|
|