Главная Продукция Статьи Тесты FAQ Downloads Форум Ссылки

FAQ по разгону и моддингу видеокарт на базе чипов ATI

Предупреждение! Разгон - потенциально опасная процедура. Вы можете необратимо испортить свою видеокарту, потерять гарантию или вам потребуется помощь квалифицированных специалистов. Все вышесказанное в еще б0льшей степени относится к аппаратным переделкам (моддингу). Советам, приведенным в этом FAQ, Вы следуете на свой собственный страх и риск.


Q1: Какие видеокарты на основе чипов АТИ поддаются "переделкам" в нечто б0льшее?

Q2: А можно подробнее про модели и что во что переделывается?

Q3: Как переделать свою видеокарту? Сразу резисторы паять?

Q4: Мне безразлична гарантия, не хочу возиться, ждать обновления патчей итп. - есть желание переделать карту аппаратно, раз и навсегда. Какие резисторы паять, куда и как?

Q5: С резистором все готово, а что еще надо сделать?

Q6: Что надо сделать с BIOS для разблокировки разгона на RADEON 9500PRO/9700 non-PRO?

Q7: После вышеуказанной процедуры карта страшно тормозит в символьном режиме, текст и псевдографика выводятся по одному символу, очень медленно. Что делать?

Q8: Поддаются ли переделке видеокарты соответствующих моделей серии All-In-Wonder?

Q9: Каковы шансы успешной переделки четырехконвеерного RADEON в 8-конвеерный?

Q10: Есть ли смысл в покупке 4-конвеерной видеокарты RADEON серий 9500/9700/9800 для переделки, или следует предпочесть "синицу в руках" - RADEON 9600/PRO/XT?

Q11: Мне нужен быстрый и корректно работающий OpenGL в 3DMAX и/или в других инженерных приложениях. Какие видеокарты на чипах ATI переделываются в профессиональные?

Q12: Как можно программно сделать из RADEON > FireGL?

Q13: А как переделать RADEON > FireGL аппаратно?

Q14: Что сделать с BIOS при переделке RADEON в FireGL?

Q15: Можно ли переделать в FireGL видеокарты серии All-In-Wonder?

Q16: Как включить ТВ-выход и управлять им на картах серии RADEON, аппаратно переделанных в FireGL?

Q17: Можно ли использовать игровые драйверы Catalyst на профессиональных видеокартах серии FireGL, и есть ли смысл в этом?

Q18: Чем лучше разгонять видеокарту?

Q19: Как разгонять видеокарту?

Q20: Каковы пределы безопасности при разгоне?

Q21: Какие соотношения частот видеопамяти/ядра лучше использовать?

Q22: На моей видеокарте память имеет заниженную реальную частоту по отношению к номинальной рабочей частоте чипов (определяемой по формуле: 1000/1, например 4нс память имеет номинальную частоту = 100/4=250 МГц), но не "разгоняется" до номинала.

Q23: Каким образом можно поднять порог разгоняемости видеопамяти?

Q24: Как доработать систему охлаждения видеокарты для улучшения разгона и есть ли смысл это делать?

Q25: Есть ли какие-то побочные эффекты, с которыми связан разгон? Насколько он опасен для железа?

Q26: Есть ли какие-либо дополнительные условия для успешного моддинга и/или разгона видеокарты?


 

Q1: Какие видеокарты на основе чипов АТИ поддаются "переделкам" в нечто б0льшее?

A1: RADEON 9500 не-PRO (любой модели), RADEON 9800SE (любой модели), а также некоторые другие.

Q2: А можно подробнее про модели и что во что переделывается?

A2: Можно.

2.1 RADEON 9500 отличается от 9700, а 9800SE/Gold - от 9800 главным образом отключенными аппаратно 4-мя из 8-ми конвееров рендеринга и ассоциированной инфраструктурой видеопроцессора (прежде всего, блоками текстурирования) с помощью перестановки резистора на подложке чипа в определенное положение + прошиванием соответствующей версии BIOS, в результате чего программируется распознаваемый драйверами идентификатор устройства, которые работают с картой как с 4-конвеерной.
Отключение конвееров итп ведет к наиболее значительному падению производительности.
Далее, разрядность шины памяти (128 или 256бит) также в значительной мере влияет на производительность видеокарты. См. ниже:

2.2. RADEON 9500 128Мб с шиной памяти 256 bit, дизайн печатной платы идентичен серии 9700, определятся по расположению чипов памяти:



в случае успешной переделки становится Radeon 9700/PRO.

2.3. RADEON 9500 128Мб с шиной памяти 128 bit, дизайн печатной платы идентичен 9500PRO (чипы памяти в ряд над VPU):



В случае успеха станет RADEON 9500PRO c отличием от оригинального в виде отсутствия блокировки разгона, т.к. у "настоящих" 9500PRO и 9700 non-PRO разгон заблокирован в биосе).

2.4. RADEON 9500 _64Мб_ с шиной памяти 128 bit, дизайн печатной платы идентичен серии 9700, но чипы памяти позади VPU отсутствуют:



В случае успеха станет "RADEON 9500PRO 64Mb".

2.5. RADEON 9800SE 128Мб с шиной памяти разрядностью 128 bit, дизайн печатной платы идентичен RADEON 9500PRO, память BGA как на сериях 9500/9700 (см. фотографию в п.2) либо вариант с памятью в упаковке TSOP (отличается более низкими рабочими частотами, б0льшим временем выборки, худшим разгоном, такие карты предназначены в основном для китайского рынка):



может стать "RADEON 9800 128-bit" - настоящих RADEON 9800 128бит не бывает.

2.6. RADEON 9800SE *Gold*, память BGA, расположение чипов как на фото в п.1 - наиболее "счастливая" карта в рассматриваемом раскладе, т.к. в случае успешной разблокировки конвееров превращается в RADEON 9800/PRO.

Плюс к вышесказанному:

2.7. RADEON 9500PRO и RADEON 9700 не-PRO поддаются разблокировке разгона с помощью редактирования дампа BIOS на предмет устранения блокировки разгона, пересохранения с помощью утилиты RadEdit для исправления контрольных сумм и прошивания во FLASH ROM видеокарты.

2.8. RADEON 9000, 9200, 9600 non-PRO "переделываются" в версии PRO программно, с помощью установки драйверов, "исправленных" скриптом ATI Overclocking Antiprotection разработки уважаемого Unwinder'a. BIOS не трогать! Ни в коем случае не шить биосы от PRO-версий - они несовместимы!

2.9. RADEON 9800 non-PRO поддается переделке в 9800PRO путем перешивания BIOS версией от PRO с соответствующим типом памяти (марка и время выборки микросхем).

2.10. RADEON 8500 можно переделать в 9100 путем прошивки BIOS от 9100 с аналогичными памятью и дизайном печатной платы, ради сомнительной выгоды от поддержки FULLSTREAM у 9100 ;)

2.11. В настоящее время ведутся эксперименты по переделке 9800/SE/PRO в 9800XT путем перешивки BIOS.

2.12. Вот эти сведения виде таблицы:

Q3: Как переделать свою видеокарту? Сразу резисторы паять?

A3: Ни в коем случае. Прежде всего, это можно сделать с помощью "исправления" драйверов скриптом Soft9x00, входящим в комплект дистрибутива утилиты RivaTuner разработки уважаемого Unwinder'a.

Q4: Мне безразлична гарантия, не хочу возиться, ждать обновления патчей итп. - есть желание переделать карту аппаратно, раз и навсегда. Какие резисторы паять, куда и как?

A4: Легендарные фото с Overclockers.ru :D показывают исходное и желаемое расположение резистора, программирующего старший байт PCI DEVICE ID, на подложке чипа R300/R350.

Настоятельно рекомендуется, однако, не лезть с паяльником, а просто создать на другой паре контактов перемычку токопроводящим клеем, например контактолом:

Сопротивление этой перемычки будет ниже сопротивления резистора, а ток, как известно - идет по пути наименьшего сопротивления. Кроме того, известны случаи когда отпаянный резистор был потерян, и контакты замыкались напрямую - по имеющимся сведениям, проблем это не вызывало, карта нормально функционировала.
Кроме того, перемычку сделанную клеем всегда можно аккуратно удалить, так что гарантию вы в этом случае не теряете. Если же руки чешутся взяться за паяльник - делайте это на свой страх и риск, но учтите - паяльник должен быть маломощный, специально для микроэлектроники. Идеально подойдет оборудование для ремонта начинки сотовых телефонов.

Q5: С резистором все готово, а что еще надо сделать?

А5: Это еще не все. Теперь надо зашить в карту версию BIOS, способную работать с 8-ю конвеерами. Правильнее всего будет извлечь дамп BIOS вашей видеокарты (читаем FAQ по VideoBIOS на этом сайте), открыть его в шестнадцатиричном редакторе и исправить байт по смещению 0х00000075h с 0С на 08. Затем, открываем и пересохраняем файл в RadEdit и заливаем в карту. В принципе, все готово. Ставим драйверы без патчей и запускаем {RivaTuner} - если видеокарта опознается как xxx-bit R3x0 (8x1) with xxxMb DDR memory - все сделано. Если нет - проверяем правильность всех действий, идем на местный форум и спрашиваем что не так.

Q6: Что надо сделать для разблокировки разгона на RADEON 9500PRO/9700 non-PRO?

А6: Поменять в VideoBIOS байт по смещению 0х00000074h (т.е. - перед указанным выше) с 91 на 90, пересохранить биос в RadEdit и залить в карту. 90 в данном случае означает R300/R350 без блокировки разгона, 91 - то же с блокировкой, 92 - R360 (RADEON 9800XT), 93 - R3x0GL (FireGL), без блокировки. С этим значением можно экспериментировать, но осторожно.

Q7: После вышеуказанной процедуры карта страшно тормозит в символьном режиме, текст и псевдографика выводятся по одному символу, очень медленно. Что делать?

А7: Перешить все обратно, либо попробовать другую версию BIOS. Пока неизвестно, связано ли это явление с определенными ревизиями ASIC, или же с остальной частью кода BIOS, но, увы - иногда такое случается :(

Как вариант, можно использовать патч-скрипты ATI Overclocking Antiprotection из дистрибутива утилиты RivaTuner.

Q8: Поддаются ли переделке видеокарты соответствующих моделей серии All-In-Wonder?

A8: Да, конечно.

Q9: Каковы шансы успешной переделки четырехконвеерного RADEON в 8-конвеерный?

А9: Это зависит от многих факторов, в т.ч. от даты выпуска, марки, партии итп., но в целом по моему опыту и известной статистике могу сказать, что для 9500 256-бит в ранних партиях вероятность успеха была от 15 до 50%, в более поздних - 10-30%, в последних не превышала 10%. Для 9500 128 бит вероятность стабильно составляла не менее 50%, часто свыше 90%. Для 9800SE ситуация противоположна: для 128-бит версий (память как TSOP, так и BGA) успех не превышает 20%, зачастую меньше 10%, для 256-бит (SE Gold и All-In-Wonder 9800SE) - не менее 50% карт в партии разблокируются удачно, часто свыше 70%.

Q10: Есть ли смысл в покупке 4-конвеерной видеокарты RADEON серий 9500/9700/9800 для переделки, или следует предпочесть "синицу в руках" - RADEON 9600/PRO/XT?

A10: Конечно есть. Шансы на успех с 9500 128-бит очень велики, и в случае успеха он будет быстрее 9600PRO и в целом не слабее чем 9600ХТ; любой RADEON 9500 без переделки быстрее 9600 не-PRO, кроме того у 9500 нет блокировки разгона, в отличие от 9600 не-PRO. 9500 256-бит даже с случае неудачи с конвеерами наверстывает часть упущенного при разгоне и за счет шины памяти. 9800SE Gold без переделки быстрее любой карты из серии 9600, тем более при разгоне. Сравнительно неинтересен в этом смысле 9800SE 128бит, особенно с памятью TSOP, но его цена сравнительно невысока, а по производительности он успешно конкурирует с серией 9600.
Кроме того, рекомендуется при покупке оставлять себе "путь к отступлению" - оговаривать возможность возврата карты, ее обмена на другой экземпляр или апгрейда на 9600PRO/XT или более производительную. А вообще, пока "бесплатные" RADEON'ы еще есть в продаже - граждане, спешите их приобрести! ;)

Q11: Мне нужен быстрый и корректно работающий OpenGL в 3DMAX и/или в других инженерных приложениях. Какие видеокарты на чипах ATI переделываются в профессиональные?

A11:

11.1. RADEON 9500 (256-bit) > FireGL Z1 (4 конвеера)

11.2. RADEON 9500 (256-bit) > FireGL X1 (8 конвееров)

11.3. RADEON 9500 (128Mb, 128-bit) > "FireGL Z1 128bit"* (4 конвеера)

11.4. RADEON 9500 (64Mb, 128-bit) > "FireGL Z1 64Mb 128bit"** (4 конвеера)

11.5. RADEON 9500 (128Mb, 128-bit) > "FireGL Х1 128bit"* (8 конвееров)

11.6. RADEON 9500 (64Mb, 128-bit) > "FireGL X1 64Mb 128bit"** (8 конвееров)

11.7. RADEON 9500PRO > "FireGL Х1 128bit"*

11.8. RADEON 9700/PRO > FireGL X1

11.9. RADEON 9800SE (128-bit) > FireGL "Z2" 128-bit 128Mb* (4 конвеера)

11.10. RADEON 9800SE (128-bit) > "FireGL X2 128-bit 128Mb"* (8 конвееров)

11.11. RADEON 9800SE/Gold (256-bit) > FireGL "Z2" 128Mb (4 конвеера)

11.12. RADEON 9800SE/Gold (256-bit) > FireGL X2 128Mb (8 конвееров)

11.13. RADEON 9800/PRO 128Mb > FireGL X2 128Mb

11.14. RADEON 9800PRO 256Mb DDR II > FireGL X2 256Mb DDR II

11.15. RADEON 9800XT > FireGL "9800XT"**

11.16. RADEON 9600/PRO/XT > SoftFireGL T2

11.17. RADEON 8500/9100 > SoftFireGL 8700/8800

11.18. В виде таблицы:***

Q12: Как можно программно сделать из RADEON > FireGL?

12.1. Программно FireGL в серии 9х00 делается из карт серии RADEON путем применения к драйверам ATI для FireGL патч-скрипта к {RivaTuner} разработки уважаемого Unwinder'a - SoftFireGL.

12.2.О программной переделке 8500 в 8700/8800 есть статья на этом сайте, но с 9100 технология пока не отработана, есть смысл пробовать перешивку биоса от 8500 с аналогичным дизайном платы и памятью.

Q13: А как переделать RADEON > FireGL аппаратно?

А13:
13.1. Опять-таки, перепайкой резистора/созданием перемычки + редактированием BIOS.
Нужный резистор находится рядом с тем, который разблокирует конвееры:



Технология перепайки/установки перемычки - та же. Можно перепаять/перемкнуть сразу 2 резистора на 9500 или 9800SE, соответственно отредактировать BIOS и получить 8-конвеерную карту FireGL из 4-конвеерного RADEON. Тем не менее, поскольку не каждый даже 8-конвеерный RADEON успешно переделывается в FireGL (могут быть артефакты изображения, жесткие зависания проф. приложений, итп.) - настоятельно рекомендуется перед любыми аппаратными манипуляциями попробовать Soft-/FreeFireGL.

13.2. По редактированию BIOS:

В BIOS любой видеокарты на основе VPU R3x0 имеется 3 последовательности байтов, кодирующих: первая - тип видеокарты (RADEON 9500(9500PRO/97009700PRO/9800/9800PRO)/9800XT/FireGL) - число включенных конвееров рендеринга - Vendor ID - Subsystem ID (например, 9308 0210 7201), эта последовательность "жестко привязана" к шестнадцатиричному адресу смещения 0х00000074h и заканчивается по адресу 0х00000079h; вторая последовательность содержит Vendor ID - Subsystem ID - PCI Device ID и имеет "плавающий" адрес смещения, т.е. - в разных BIOS различных карт, независимо от модели и характеристик, адрес может изменяться. Найти эту последовательность можно как визуальным просмотром шестнадцатиричного текста BIOS в соответствующем редакторе, так и поиском HEX-значения Device ID/Vendor ID (помним, что числа побайтово переставлены местами, т.е. 1002 (ATI) отображается как 0210, 4144 (RADEON 9500) - как 4441, итп.) Третья последовательность, известная также как данные PCIR - Vendor ID и Device ID, также является "плавающей". При редактировании BIOS следует заменять значения Vendor ID и Subsystem ID в первых 2-х последовательностях на идентичные, Device ID во 2-й и 3-й последовательностях - также на одинаковые значения. Значение Vendor ID ATI (1002=0210) в PCIR менять НЕЛЬЗЯ.

13.3. Рецепт аппаратной переделки 9600 > T2 и 8500/9100 > 8700/8800 пока отсутствует :(

13.4. После всех процедур ставим драйвер для FireGL, смотрим информацию о чипе, запускаем любое OGL-приложение - если идет, то переделка завершилась успешно (при установке поверх Catalyst смотрим Sandrой инфо об OGL-системе, должно быть FireGL).

Q14: Можно ли переделать в FireGL видеокарты серии All-In-Wonder?

A14: В части касающейся 2D/3D-функций - вероятно, да**. С мультимедиа-функциями (особенно, с ТВ-тюнером) - вопрос пока также остается открытым.

Q15: Как включить ТВ-выход и управлять им на картах серии RADEON, аппаратно переделанных в FireGL?

A15: В inf-файле драйвера или непосредственно в системном реестре ищем ключ DisableTV и изменяем его значение с 1 на 0 везде, где оно будет найдено, после чего при необходимости устанавливаем драйвер, а затем - панель управления Catalyst.

Q16: Можно ли использовать игровые драйверы Catalyst на профессиональных видеокартах серии FireGL, и есть ли смысл в этом?

А16: Да, нужно лишь форсировать возможности соответствующей карты RADEON в референсном драйвере с помощью скрипта Soft9x00 для RivaTuner. Смысл... IMHO - только в том случае, если с драйверами FireGL возникают проблемы в конкретной игре, и эти проблемы не лечатся настройкой драйвера (в частности, с помощью панели управления Catalyst).
Производительность в играх унифицированных драйверов FireGL практически не уступает производительности Catalyst'ов.

Q17: Чем лучше разгонять видеокарту?

17.1. Вопрос непростой, но мнение автора склоняется в пользу утилиты RadClocker разработки уважаемого ChrisW. Есть несколько положительных качеств, отличающих ее от других утилит для разгона, в частности: 1) весь интерфейс управления встраивается в виде одной-единственной закладки дополнительных свойств дисплея; 2) при включении соответствующей опции, установленные частоты могут автоматически восстанавливаться при перезагрузке системы средствами специального драйвера RadProbe.sys, без использования дополнительных процессов, служб или автозагружаемых программ.
17.2. Кроме того, существует целый ряд утилит для разгона и тонкой настройки драйверов видеоадаптеров на базе графических чипов ATI - например, Rage3DTweak; "фирменных" утилит различных ОЕМ-производителей видеокарт - RedLine от Sapphire, Hercules 3D Tweaker, etc., а также универсальных утилит для практически любых видеокарт от различных производителей на базе разнообразных графических чипов - PowerStrip, RivaTuner, etc.

Q18: Как разгонять видеокарту?

А18:
18.1. Для начала, отключите блокировку разгона в драйверах для тех видеокарт, у которых разгон заблокирован по умолчанию (см. выше), убедитесь в том что система охлаждения нормально функционирует и достаточно производительна (при частотах по умолчанию компоненты видеокарты не должны нагреваться выше 37-40 градусов Цельсия);
18.2. Установите программу для разгона, перезагрузите компьютер, вызовите эту программу и увеличьте частоты видеопамяти и видеоядра на 10-15 МГц, примените изменения, после чего закройте программу и запустите сначала несколько 2D-приложений, "погоняйте" по экрану окна, чтобы убедиться в отсутствии артефактов в 2D-режиме;
18.3. Далее, запустите Futuremark 3DMark 2001(SE), тест 4 (Nature) и/или 3DMark03, тесты 2 (Troll's Lair) и 4 (Mother Nature - если, конечно, ваша видеокарта аппаратно поддерживает DirectX 9).
18.4. При отсутствии артефактов изображения и/или зависаний повторите процедуру, и поднимайте частоты вплоть до возникновения первых признаков переразгона. В случае артефактов снизьте на 5-10МГц реальную (без учета DDR) тактовую частоту видеопамяти, в случае жесткого зависания машины и/или возникновения критической ошибки / ошибки VPU Recover - частоту графического ядра. Если при повторном тесте признаки переразгона не исчезнут, снизьте частоту второго компонента. Если и это не поможет - снизьте частоту обоих компонентов еще на 5 МГц. Если это не принесет положительного результата - выключите систему, оцените степень нагрева компонентов прикосновением тыльной стороной ладони, затем в случае сильного нагрева подождите 10-15 минут, запустите систему и повторите тест.
18.5. В случае постоянного перегрева карты при длительной работе на максимальных частотах, на которых она проходит одиночную последовательность тестов стабильно - рассмотрите возможность доработки системы охлаждения, а также проанализируйте качество общей вентиляции корпуса компьютера и нащупайте максимальные частоты, на которых карта способна работать без перегрева. Для окончательной проверки стабильности при найденных частотах следует использовать многократное прохождение полной последовательности тестов 3DMark, других тестовых приложений и игр с постоянной нагрузкой на видеосистему не менее 3 часов. Найдя максимальные стабильные частоты, можно устанавливать их в качестве постоянных.

Q19: Каковы пределы безопасности при разгоне?

А19: При обычном разгоне без модификации системы охлаждения (но возможно, с установкой дополнительного обдува компонентов внешним вентилятором) предел составляет +15...20% к начальным частотам, при околоэкстремальном разгоне с доработкой охлаждения - до +30%, при экстремальном разгоне с кардинальной модификацией системы охлаждения, вольтмоддингом итп. - до +50% к начальным частотам.

Q20: Какие соотношения частот видеопамяти/ядра лучше использовать?

А20: Опыт показывает, что синхронные реальные частоты (т.е. для памяти - частота без учета DDR) либо частота ядра, опережающая реальную частоту памяти в пределах 10%, дают наилучший результат в смысле производительности. Для видеокарт с сокращенной разрядностью шины памяти (например, RADEON 9500PRO) б0льший разгон памяти частично компенсирует недостаточную пропускную способность шины, поэтому для них синхронная или б0льшая по сравнению с ядром реальная частота памяти дает зачастую лучший результат. Кроме того, замечено что синхронные частоты памяти и ядра часто дают лучшую стабильность, хотя порог разгона и не поднимается только за счет синхронности.

Q21: На моей видеокарте память имеет заниженную реальную частоту по отношению к номинальной рабочей частоте чипов (определяемой по формуле: 1000/, например 4нс память имеет номинальную частоту = 100/4=250 МГц), но не "разгоняется" до номинала. В чем причина и что делать чтобы разогнать ее?

А21: Это может быть вызвано одной из следующих причин:
21.1. Производитель видеокарты снизил напряжение питания чипов памяти (для конструктива TSOP с номиналом 3.3V - обычно до 3.0 - 3.1V), лечится вольтмоддингом - поднятием напряжения путем установки графитовой перемычки или резистора на ножки одного из импульсных стабилизаторов напряжения, для каждой конкретной модели схема может быть своя, но общий рецепт для RADEON 8500LE есть в соответствующей статье на этом сайте;
21.2. В биосе видеокарты установлены очень жесткие тайминги, при которых она не может работать на номинальной для чипов частоте. Как правило, второе выявляется в основном при прошивке биоса с поднятыми частотами инициализации, но в целом встречается крайне редко. Лечится одним из 2-х способов: а) прошика другого биоса от похожей карты с такой же памятью, но лучшей разгоняемостью; б) программным разгоном; с) общий способ для обоих вариантов будет указан ниже.

Q22: Каким образом можно поднять порог разгоняемости видеопамяти?

А22:
22.1. С помощью редактора биосов видеокарт ATI, RadEdit (раздел download этого сайта), в образе биоса видеокарты выставить параметр, именуемый в RadEdit "CAS Latency" равным 1 (Ultra). На самом деле, этот параметр является post-divider'ом, программируеммым в генератор частот при инициализации видеокарты, поэтому теоретическое обоснование поднятия порога разгона видеопамяти при вышеуказанном изменении этого параметра пока отсутствует, но сам факт был установлен несколикими участниками конференции и проверен Вашим покорным слугой - поднятие порога стабильной разгоняемости памяти (разница в частоте по показаниям диагностических утилит) при прошивке в карту биоса с измененным в RadEdit PD достигает 25-30 отображаемых МГц (50-60МГц DDR), прирост производительности соответствует этим значениям.
22.2. Обратите внимание, что при прошивании биоса с подобными изменениями, разгон видеокарт с измененным BIOS с помощью последних версий RivaTuner (начиная с версии 2.0 RC14.1) и PowerStrip становится в некоторых ситуациях невозможным (например, регулятор частоты памяти оказывается на максимальном положении, что делает невозможным дальнейшее увеличение отображаемой частоты), так что тем кто решится на этот шаг, придется пользоваться версиями RT до 2.0 RC14 включительно и более ранними версиями PowerStrip, либо использовать другие утилиты для разгона. Изменения в отображении частот, как указано в Release Notes к RC 14.1, вызваны коррекцией алгоритма определения таковых: The code was updated to accommodate memory/core PLL post dividers usage on certain boards (e.g. ASUS RADEON 9800XT). Now RivaTuner detects correct clock frequencies on such boards too.

Q23: Как доработать систему охлаждения видеокарты для улучшения разгона и есть ли смысл это делать?

А23:
23.1. Как правило, при нормальной вентиляции системного блока и неэкстремальном разгоне, отсутствии вольтмоддинга особой необходимости дорабатывать систему охлаждения нет. Если же с вентиляцией все нормально, но перегрев карты под длительной нагрузкой все-таки происходит, можно попытаться установить индивидуальный обдув видеокарты и с помощью направленного на нее вентилятора.
23.2. Если это не поможет - при артефактах, характерных для перегрева видеопамяти можно установить (если позволят средства) систему охлаждения Thermaltake Giant II или ее аналоги, а если сохранение гарантии не особенно важно - наклеить на микросхемы памяти индивидуальные радиаторы, распилив на фрагменты соответствующего размера старый радиатор от процессора, северного моста системной платы или графического процессора старой видеокарты; функционально лучше всего для этой цели радиатор игольчатого типа. Наклеить радиаторы можно при помощи специального термоклея на силикатной основе (такого как Алсил-5) или густой термопасты, с точечной фиксацией по углам обычным универсальным клеем.
!ВНИМАНИЕ! Обычным клеем клеить радиаторы на память крайне не рекомендуется, т.к. большинство полимерных клеев при застывании пластифицируются... а полимеры и пластики с аморфной структурой, на органической основе за редким исключением - теплоизоляторы. радиатор должен контактировать с микросхемой через термоинтерфейс с повышенной теплопроводностью, иначе никакого толку от радиатора не будет; кроме того, удалить радиаторы в случае необходимости может оказаться невозможным или чреватым необратимой порчей микросхем и/или потерей гарантии (впрочем, при использовании специального клея последнее тоже возможно).
23.3. Если симптомы перегрева характерны для проблем с видеопроцессором - следует проверить термоинтерфейс и вращение вентилятора кулера. Если с ними все в порядке - можно поставить более мощный и габаритный кулер. При экстремальном и околоэкстремальном разгоне можно использовать доработанные (спиленные, с просверленными отверстиями для крепления на чипе) процессорные кулеры - например, боксовые от Pentium 4 или Titan TTC-Cu4TB. Обратите внимание, при установке мощного кулера можно легко повредить компоненты видеокарты и/или содзать механические напряжения, которые могут привести к неполадкам в работе устройства и/или вывести его из строя. Соблюдайте все возможные меры предосторожности и не прибегайте к моддингу без необходимости.
23.4. Если стандартное охлаждение видеопроцессора - пассивное, настоятельно рекомендуется установить хотя бы маломощный вентилятор для обдува радиатора, потому что длительная непрерывная работа под нагрузкой для карт с пассивным охлаждением обычно все-таки приводит к перегреву.
23.5. При экстремальном разгоне в высшей степени рекомендуется использовать системы жидкостного охлаждения с дополнительным ватерблоком, устанавливаемым на видеокарту.

Q24: Есть ли какие-то побочные эффекты, с которыми связан разгон? Насколько он опасен для железа?

A24: Волков бояться - в лес не ходить (с) русская народная пословица ;)
24.1. Вообще, при неэкстремальном разгоне особых опасностей ни для железа, ни для разгоняющего ;) нет. Конечно, возможно возникновение тех или иных проблем, но тут уже вам надо для себя определиться, что важнее - производительность или стабильность, найти приемлемый баланс. Лично я признаю только такой разгон, при котором железо остается стабильным как скала, и никаких проблем и сбоев нет ВООБЩЕ.
24.2. Экстремальный разгон зачастую чреват проявлениями явления, известного как "деградация полупроводников", в отношении всех элементов видеокарты. Оно приводит к резкому сокращению срока службы всех компонентов, прежде всего - видеопроцессора, и чревато внезапным выходом видеокарты из строя. Однако, учитывая средний срок службы компонентов современных компьютерных систем и темпы их морального старения, того срока который скорее всего прослужит даже экстремально разогнанный видеоадаптер (1.5-2 года) вполне достаточно чтобы получить максимум от того, на что он способен именно тогда, когда это важно.

Q25: Есть ли какие-либо дополнительные условия для успешного моддинга и/или разгона видеокарты?

A25: Конечно. Это соответствие всех остальных компонентов системы современным требованиям в смысле настраиваемости и совместимости, но прежде всего - системной платы, а также наличие достаточно мощного и качественного блока питания. Для моддинга и разгона видеокарт серий RADEON 9500/9700/9800 нужен БП номиналом не менее 420Вт от таких производителей как InWin, Chieftec (PowerMan Pro), Thermaltake, Zalman, Vantec, etc. Для серий RADEON 9000/9100/9200/9600 достаточно БП от тех же производителей номинальной мощностью 360Вт.

 

Примечания.

*Проверено и работает со всеми версиями драйверов до 7.93 включительно. Более поздние версии драйверов FireGL могут не работать c указанными картами.

**Теоретически возможно, однако точные данные об успешном аппаратном моддинге сомнительны или отсутствуют.

***см.примечания выше.


 

Darth_Vader

Выражаю признательность:
- администрации сайта Overclockers.ru
за предоставленные фотографии;
- Всем исследователям недокументированных возможностей видеокарт серии RADEON.

На главную страницу

""  Главная  Продукция  Статьи  Тесты  FAQ  Downloads  Форум  Ссылки

""
  Rambler's Top100 Rambler's Top100