Главная Продукция Статьи Тесты FAQ Downloads Форум Ссылки

Сравнение Catalyst 3.8 vs 3.9 vs 3.10 на Radeon 9700Pro и платформе Intel

Введение

С выходом каждой новой версии драйверов Catalyst последние полгода ATI не радует владельцев видеокарт на чипах Radeon заметным ростом скорости в играх и бенчах. В большей степени работа с драйверами направлена на исправление ошибок и отлавливание багов, а также добавление новых полезных и не очень функций драйверов. И все-таки большинство пользователей надеются на чудо и ждут хоть в какой-то игре скачка производительности, естественно, без снижения качества. Правда, в отличие от Nvidia, ATI в подобных "грехах" по-крупному замечена не была. Какова разница в производительности в последних трех версиях Catalyst - тема данной статьи. В очередной раз повторюсь, что вопросы качества картинки в рассматриваемых версиях драйверов в обзоре не затрагиваются. Это тема для отдельной статьи.

В отличие от предыдущих подобных обзоров, я исключил из тестов Doom 3 alpha, но добавил тесты 2D (PCMark-2004 и XPBench) а также провел тестирование в относительно новых играх Tomb Raider: The Angel of Darkness, HALO: Combat Evolved и Ил-2 Штурмовик: забытые сражения. Из синтетических тестов появились AquaMark 3 и ShaderMark. В итоге общее количество тестов достигло 20.

Вообще-то, после выхода Catalyst 3.9 все ждали, что новый драйвер выйдет под номером 4.0. Но, видимо, ATI приберегла этот индекс для нового семейства своих чипов серии R(V)4xx и в итоге мы получили в качестве нового драйвера Catalyst 3.10.

Ну что ж: поехали ;)

1. Тестовая конфигурация

  Системная плата:   ASUS-P4P800 (i865PE); BIOS v.1012; AGP=8x 128mb; FastWrites=On
  Процессор:   Pentium 4 2.4C @ 3.52 GHz; FSB 200@293MHz; 512k, 1.475v; HT=On; (SL6WF)
  Оперативная память:   2x256Mb DDR400 PC-3200 @ 468 Mhz CAS=2,5-4-3-5; 2,85v; (Hynix)
  Видеокарта:   Gigabyte GV-R9700Pro 128Mb @ 351/702; Cooler Modded
  HDD:   120Gb SATA150 Maxtor DiamondMax Plus 9 (6Y120M0) 7200rpm 8Mb
  Операционная система:   Windows XP Home; DirectX 9.0b; Intel Chipset 5.00.1008

2. Инструментарий и методика тестирования

Тестирование проводилось под Windows XP Home Edition (без SP1), установленной на отдельном разделе жесткого диска. Все лишние сервисы были отключены (в памяти осталось лишь 4 сервиса). Никаких дополнительных программ также не устанавливалось ("чистый" трей). Система настроена на максимальное быстродействие: все темы и эффекты отключены. Также, для получения более корректных результатов, не зависящих от установленной звуковой карты, не были установлены и драйверы звука.

Тестирование проводилось в следующих тестовых пакетах и играх:

2D тесты:
   - PCMark-2004 Graphics Test Suite
   - 2D XPBench

3D тесты:
   - 3DMark 2001 SE (build 330)
   - 3DMark 2003 (build 3.3.0)
   - AquaMark 3 - 62.4Mb
   - Code Creatures Benchmark Pro (CodeCult)
   - ShaderMark 2.0 - 32.4Mb
   - GunMetal Benchmark v.1.20S - 50Mb
   - Comanche 4 Demo Benchmark
   - Unreal Tournament 2003 (build 2225) - 320Kb
   - Unreal 2: The Awakening
   - Splinter Cell v.1.2
   - X2 - The Threat Demo
   - Tomb Raider: The Angel of Darkness v.
   - HALO: Combat Evolved v.1.031

OpenGL
   - Vulpine GL Mark v.1.1
   - GL Excess v.1.2b
   - Serious Sam: The Second Encounter v1.07
   - Return to Castle Wolfenstein v.1.41
   - Ил-2 Штурмовик: забытые сражения

На этот раз я обратил внимание на то, что в режиме 800х600 играют в 6! раз больше пользователей, чем в использовавшемся ранее в подобных обзорах 1600х1200*:

* - опрос Radeon2.ru

 

поэтому тестирование проводилось в разрешениях 800x600, 1024х768, 1280x1024 и 1024х768 + FSAA4x. Все тесты проводились в 32bit-ном цвете. Настройки драйверов видеокарт: все на режим "Quality", VSync=Off, AF16x Quality, FSAA=Off, Truform=Off; скриншот здесь.

В некоторых бенчах и играх, по различным причинам, использовались свои разрешения и настройки, отличные от указанных.

После проведения тестов в каждом из приложений система перезагружалась.

Драйверы (Windows XP):
   1. Catalyst 3.8 aka 6387 - 4.3Mb (Release Notes)
   2. Catalyst 3.9 aka 6396 - 4.4Mb (Release Notes)
   3. Catalyst 3.10 aka 6404 - Mb (Release Notes)*
  * - линки на драйверы ведут на Radeon2.ru, там же Вы можете найти драйвер-паки и для Windows 98/Me.

Установка каждого комплекта драйверов проводилась после чистки реестра и жесткого диска (Driver Cleaner v.2.5) от остатков предыдущих версий (более подробно все описанов FAQ на Radeon2.ru и в конференции на том же сайте).

Раз уж статья про сравнение скорости драйверов, то отдельно выделю из Release Notes строки, касающиеся изменения производительности ("Performance Improvements"):

Catalyst 3.8
   - отсутствуют;

Catalyst 3.9
   - отсутствуют;

Catalyst 3.10
   - рост производительности в некоторых 2D приложениях на 3-6% на всей линейке Radeon;
   - ускорение в Comanche 4 примерно на 5-7%.

Не густо :(

3. Результаты тестов

3.1 Тесты скорости в 2D

Попытка выявить разницу в скорости в 2D проводится мною в первый раз, поэтому прошу не пинать за выбор бенчей (которых, как оказалось, практически и нет) а лучше поделиться конструктивной критикой в соответствующей ветке конференции.

Итак, результаты:

PCMark-2004 - Graphics Test Suite 2D XPBench

Результаты неоднозначные, поэтому комментировать их сложно. Добавлю только, что присоединиться к обсуждению результатов 2D XPBench Вы можете в соответствующей ветке конференции.

3.2. Тесты скорости в 3D

3.2.1. Direct3D

3DMark 2001 SE (build 330)

Для получения результатов данного теста использовались его установки по умолчанию (Default Settings).

С перевесом в пределах погрешности в итоге чуть быстрее новый Catalyst 3.10, в отстающих - версия Catalyst 3.8, причем в разрешении 800х600 это особенно заметно.

 

3DMark 2003 (Build 3.3.0)

Не так давно вышел новый "билд" данного многострадального бенчмарка. Версия под номером 3.4.0 (5.4Mb) вновь исключает возможность использования в данном бенче оптимизаций в драйверах, дающих дополнительные fps :) Также присутствуют и следующие изменения:
   - максимальный размер Point sprite ограничен до 256x256 вместо максимально поддерживаемого видеокартой;
   - включена новая версия библиотеки Entech, определяющей частоты чипа и памяти видеокарты;
   - более точная и подробная информация о системе, улучшенное определение процессоров с поддержкой технологии HyperThreading.

Но т.к. тестирование было начато еще до его выхода, то и продолжено оно было на версии 3.3.0.

Абсолютное равенство во всех трех разрешениях и при включении FSAA4x, даже погрешностью то назвать нельзя :)

 

AquaMark 3

Относительно свежий бенчмарк отражающий производительность видеокарт в одноименной игре. Так как версия бенчмарка незарегистрирована, то все разрешения и настройки за исключением 1024x768 недоступны. Одним из путей выхода для многообразия результатов является изменение настроек Catalyst, что я в итоге и предпринял. Тестировал при следующих установках:
   - Speed (все настройки на минимум/скорость, AA=Off, AF=Off); - Quality (все настройки на максимум/качество, AA=Off, AF=Off);
   - Quality + AF16x;
   - Quality + AF16x+AA4x.

Практически нигде разницы нет. Результаты одинаковы. А Catalyst 3.8 выиграл 2fps у своих "младших братьев" лишь в режиме "Speed".

 

Code Creatures Benchmark Pro (CodeCult)

Этот уже далеко не новый, но все еще "тяжелый" даже для современных видеокарт бенчмарк, давно не радует изменением результатов в зависимости от драйвера видеокарт на чипах Radeon. Не стал исключением и данный случай:

Видимо, просто не "точат под него" ;) Не актуально.

 

ShaderMark v.2.0

Относительно свежий бенчмарк отражающий скорость работы видеокарты с шейдерами версии 2.0. Подробное описание бенча можно найти здесь. Линк на закачку я давал выше. При тестировании мною были использованы следующие установки:

Налицо явное преимущество в скорости самого нового Catalyst - 3.10. ATI готовится к выходу новых игр?

 

Gun Metal Benchmark v.1.20S

Признаком хорошего тона стало в последнее время у "игрописателей" делать бенчмарк еще до выхода игры. Так же и Gun Metal Benchmark вышел раньше самой игры Gun Metal. Есть лишь одно ограничение: по непонятным причинам в данном тесте невозможно отключить полноэкранное сглаживание вообще. В результате чего, как и в случае с Aquamark 3, пришлось изменить установки бенча (везде с AA2x и дополнительно в 1024х768+AA4x). Кому удастся отключить в нем полноэкранное сглаживание (именно в бенче а не в игре) я был бы искренне признателен.

Без комментариев.

 

Comanche 4

Ну что ж, здесь с выходом Catalyst 3.10 нам официально обещали прирост в 6-7%. Проверим:

Прирост есть, но не у версии Catalyst 3.10 относительно предыдущих, а у версий 3.9 и 3.10 относительно Catalyst 3.8, да и не 6-7% а поменьше.

 

Unreal Tournament 2003 (build 2225)

Тестирование в данной игре проводилось в демке BotMatch при максимальных установках на качество в самой игре. К сожалению, никакими усилиями не удалось добиться запуска демки на Catalyst 3.8 :( - поэтому бубен был повешен на стену и привожу результаты тестов только на версиях Catalyst 3.9 и 3.10:

Разницы в результатах никакой, но хотелось бы обратить Ваше внимание на мизерную разницу между разрешениями в 800х600 и 1024х768, а также скромное падение производительности при включении полноэкранного сглаживания (~10fps).

 

Unreal 2: The Awakening

Эта игра тестировалась с помощью утилиты Bench' emAll. Настройки в самой игре использовались на максимальное качество.

Двойная проверка результата в разрешении 800х600 на Catalyst 3.9 ни к чему не привела, он именно такой как и на диаграмме (почти на 10fps быстрее других версий). Интересно и то, что в данной игре режимы 1280х1024 и 1024х768+FSAA4x практически равны по скорости.

Splinter Cell v.1.2

По аналогии с Unreal 2 здесь мне помогала Bench' emAll.

 

X2 - The Threat Demo

По аналогии с Gun Metal демка-бенч вышла раньше игры. Она довольно красива и требовательна к видеокарте и системе в целом.

Можно лишь отметить, что Catalyst 3.8 немного медленнее в целом, а Catalyst 3.10 чуть быстрее в полноэкранном сглаживании.

 

Tomb Raider: The Angel of Darkness v.1.0

Настройки, использовавшиеся при тестировании в данной игре можно посмотреть здесь и здесь.

Результат в 70,6fps в разрешении 1024х768+FSAA4x на Catalyst 3.10 не реальный, но уж такой получился. Естественно перепроверял - без изменений. Антиалиасинг в этом режиме не заработал. Почему результат оказался выше на 8fps чем результат без FSAA4x, сказать сложно.
Есть идеи - пишите.

 

HALO: Combat Evolved v.1.031

Не смотря на то, что сама игра без проблем идет на разрешении 1280х1024, провести тесты в этом разрешении не удалось. Видимо, в Bench'emAll вкрался коварный баг, хотя сама возможность выбора данного разрешения в программе есть.

 

3.2.2. OpenGL

Vulpine GL Mark v.1.1

Catalyst 3.9 заметно быстрее версии 3.8, а вот версию 3.10 видимо до такой степени "заоптимизировали" под данный бенч, что на ней Vulpine GL Mark вообще перестал запускаться :). Ну это не критично, т.к. всего лишь бенч.

 

GL Excess v.1.2b

 

Serious Sam: The Second Encounter v1.07

Самым быстрым оказался Catalyst 3.9, самым медленным - 3.8, ну а Catalyst 3.10 - крепкий середнячок.

 

Return to Castle Wolfenstein v.1.41

В отличие от предыдущей статьи, когда для тестирования была использована демка с Radeon2.ru и проводилось вручную, в этот раз тестировал я с помощью Bench'emAll:

И, как оказалось, зря :( Но обратил внимание на данные только когда стал вставлять скриншот в статью. А дело все в том, что описанный ранее "эффект первого прохода" (когда идет завышение результатов во всех разрешениях на 20-25fps! после первого прогона демки), сыграл здесь свою злую роль. Для того, чтобы убедиться в этом достаточно лишь посмотреть результаты в данной игре в предыдущей статье.

 

Ил-2 Штурмовик: Забытые сражения

Как тестировать в данной игре подробно описано здесь. Использовалась демка "TheBlackDeath.ntrk". Версия игры - 1.0. Так как в игре нет возможности выбрать разрешение 1280х1024, то оно было заменено на 1280х960. В настройках к самой игре был выбран профиль "Radeon 9500/9700".

Новый Catalyst 3.10 лишь на 1fps медленнее обоих своих предшественников в разрешениях 800х600 и 1024х768, что вполне можно отнести к погрешности.

Добавлю, что на Catalyst 3.8 в данной игре были замечены выпадения текстур и прочие дефекты изображения, чего не было на версиях 3.9 и 3.10.

 

5. Итоги и выводы

1. Про результаты тестирования в 2D пока говорить рано, лучше обсудим :)

2. В 3D явного и постоянного преимущества нет ни у одной из версий Catalyst (ни в Direct3D ни в OpenGL), впрочем, нам и не обещали. Чуть быстрее две последние версии 3.9 и 3.10. Ну а единственная значительная победа Catalyst 3.10 в бенче ShaderMark 2.0 нам пока еще "как ежику футболка".

3. Глюки в UT2003 и артефакты в Ил-2 Штурмовик не позволяют рекомендовать к использованию Catalyst 3.8. Я остановлю свой выбор на Catalyst 3.10.

P.S. Готов обсудить любые ваши предложения по методике тестирования (набор тестов, разрешения, настройки драйвера, платформа для тестирования и т.д.), - пишите.

 

Благодарности:
      - модераторам Int13H и NEW сайта Radeon2.ru за быструю и качественную подготовку русских "драйвер-паков"для видеокарт Radeon;
      - модератору сайта Radeon2.ru Ruslan73 за подаренную лицензию для Bench'emAll и консультации при проведении тестирования в RTCW и Ил-2 Штурмовик;
      - авторам удобной программы Bench'emAll за сэкономленное время тестов.

 

Сергей Лепилов aka Jordan
24.12.2003

 

На главную страницу

""  Главная  Продукция  Статьи  Тесты  FAQ  Downloads  Форум  Ссылки

""
  Rambler's Top100 Rambler's Top100