Введение
С выходом каждой новой версии драйверов Catalyst последние полгода ATI не радует владельцев видеокарт на чипах Radeon заметным ростом скорости
в играх и бенчах. В большей степени работа с драйверами направлена на исправление ошибок и отлавливание багов, а также добавление новых
полезных и не очень функций драйверов. И все-таки большинство пользователей надеются на чудо и ждут хоть в какой-то игре скачка производительности,
естественно, без снижения качества. Правда, в отличие от Nvidia, ATI в подобных "грехах" по-крупному замечена не была. Какова
разница в производительности в последних трех версиях Catalyst - тема данной статьи. В очередной раз повторюсь, что вопросы качества картинки
в рассматриваемых версиях драйверов в обзоре не затрагиваются. Это тема для отдельной статьи.
В отличие от предыдущих подобных обзоров, я исключил из тестов Doom 3 alpha, но добавил тесты 2D (PCMark-2004 и XPBench) а также провел тестирование
в относительно новых играх Tomb Raider: The Angel of Darkness, HALO:
Combat Evolved и Ил-2 Штурмовик: забытые сражения. Из синтетических
тестов появились AquaMark 3 и ShaderMark.
В итоге общее количество тестов достигло 20.
Вообще-то, после выхода Catalyst 3.9 все ждали, что новый драйвер выйдет под номером 4.0. Но, видимо, ATI приберегла этот индекс для нового
семейства своих чипов серии R(V)4xx и в итоге мы получили в качестве нового драйвера Catalyst 3.10.
Ну что ж: поехали ;)
1. Тестовая конфигурация
|
Системная плата: |
ASUS-P4P800 (i865PE); BIOS v.1012; AGP=8x 128mb; FastWrites=On |
Процессор: |
Pentium 4 2.4C @ 3.52 GHz; FSB 200@293MHz; 512k, 1.475v; HT=On; (SL6WF) |
Оперативная память: |
2x256Mb DDR400 PC-3200 @ 468 Mhz CAS=2,5-4-3-5; 2,85v; (Hynix) |
Видеокарта: |
Gigabyte GV-R9700Pro 128Mb @ 351/702; Cooler Modded |
HDD: |
120Gb SATA150 Maxtor DiamondMax Plus 9 (6Y120M0) 7200rpm 8Mb |
Операционная система: |
Windows XP Home; DirectX 9.0b; Intel Chipset 5.00.1008 |
|
2. Инструментарий и методика тестирования
Тестирование проводилось под Windows XP Home Edition (без SP1), установленной на отдельном разделе жесткого диска. Все лишние сервисы
были отключены (в памяти осталось лишь 4 сервиса). Никаких дополнительных программ также не устанавливалось ("чистый" трей).
Система настроена на максимальное быстродействие: все темы и эффекты отключены. Также, для получения более корректных результатов, не
зависящих от установленной звуковой карты, не были установлены и драйверы звука.
Тестирование проводилось в следующих тестовых пакетах и играх:
2D тесты:
- PCMark-2004 Graphics Test Suite
- 2D XPBench
3D тесты:
- 3DMark 2001 SE (build 330)
- 3DMark 2003 (build 3.3.0)
- AquaMark 3 - 62.4Mb
- Code Creatures Benchmark Pro (CodeCult)
- ShaderMark 2.0 - 32.4Mb
- GunMetal Benchmark v.1.20S - 50Mb
- Comanche 4 Demo Benchmark
- Unreal Tournament 2003 (build 2225) - 320Kb
- Unreal 2: The Awakening
- Splinter Cell v.1.2
- X2 - The Threat Demo
- Tomb Raider: The Angel of Darkness v.
- HALO: Combat Evolved v.1.031 OpenGL
- Vulpine GL Mark v.1.1
- GL Excess v.1.2b
- Serious Sam: The Second Encounter v1.07
- Return to Castle Wolfenstein v.1.41
- Ил-2 Штурмовик: забытые сражения
На этот раз я обратил внимание на то, что в режиме 800х600 играют в 6! раз больше пользователей, чем в использовавшемся ранее в подобных обзорах
1600х1200*:
* - опрос Radeon2.ru
поэтому тестирование проводилось в разрешениях 800x600, 1024х768, 1280x1024 и 1024х768 + FSAA4x. Все тесты проводились в 32bit-ном
цвете. Настройки драйверов видеокарт: все на режим "Quality", VSync=Off, AF16x Quality, FSAA=Off, Truform=Off; скриншот здесь.
В некоторых бенчах и играх, по различным причинам, использовались свои разрешения и настройки, отличные от указанных.
После проведения тестов в каждом из приложений система перезагружалась.
Драйверы (Windows XP):
1. Catalyst 3.8 aka 6387 - 4.3Mb (Release
Notes)
2. Catalyst 3.9 aka 6396 - 4.4Mb (Release
Notes)
3. Catalyst 3.10 aka 6404 - Mb (Release Notes)*
* - линки на драйверы ведут на Radeon2.ru, там же Вы можете найти драйвер-паки и
для Windows 98/Me.
Установка каждого комплекта драйверов проводилась после чистки реестра и жесткого диска (Driver
Cleaner v.2.5) от остатков предыдущих
версий (более подробно все описанов FAQ на Radeon2.ru и в конференции на том же сайте).
Раз уж статья про сравнение скорости драйверов, то отдельно выделю из Release Notes строки, касающиеся изменения производительности
("Performance
Improvements"):
Catalyst 3.8
- отсутствуют;
Catalyst 3.9
- отсутствуют;
Catalyst 3.10
- рост производительности в некоторых 2D приложениях на 3-6% на всей линейке Radeon;
- ускорение в Comanche 4 примерно на 5-7%.
Не густо :(
3. Результаты тестов
3.1 Тесты скорости в 2D
Попытка выявить разницу в скорости в 2D проводится мною в первый раз, поэтому прошу не пинать за выбор бенчей (которых, как оказалось,
практически и нет) а лучше поделиться конструктивной критикой в соответствующей ветке конференции.
Итак, результаты:
PCMark-2004 - Graphics Test Suite |
2D XPBench |
|
|
|
|
Результаты неоднозначные, поэтому комментировать их сложно. Добавлю только, что присоединиться к обсуждению результатов
2D XPBench Вы можете в соответствующей ветке конференции.
3.2. Тесты скорости в 3D
3.2.1. Direct3D
3DMark 2001 SE (build 330)
Для получения результатов данного теста использовались его установки по умолчанию (Default Settings).
С перевесом в пределах погрешности в итоге чуть быстрее
новый Catalyst 3.10, в отстающих - версия Catalyst 3.8, причем в разрешении 800х600 это особенно заметно.
3DMark 2003 (Build 3.3.0)
Не так давно вышел новый "билд" данного многострадального бенчмарка. Версия под номером 3.4.0 (5.4Mb) вновь исключает возможность
использования в данном бенче оптимизаций в драйверах, дающих дополнительные fps :) Также присутствуют и следующие изменения:
- максимальный размер Point sprite ограничен до 256x256 вместо максимально поддерживаемого видеокартой;
- включена новая версия библиотеки Entech, определяющей частоты чипа и памяти видеокарты;
- более точная и подробная информация о системе, улучшенное определение процессоров с поддержкой технологии HyperThreading.
Но т.к. тестирование было начато еще до его выхода, то и продолжено оно было на версии 3.3.0.
Абсолютное равенство во всех трех разрешениях и при включении
FSAA4x, даже погрешностью то назвать нельзя :)
AquaMark 3
Относительно свежий бенчмарк отражающий производительность видеокарт в одноименной игре. Так как версия бенчмарка незарегистрирована, то все
разрешения и настройки за исключением 1024x768 недоступны. Одним из путей выхода для многообразия результатов является изменение настроек
Catalyst, что я в итоге и предпринял. Тестировал при следующих установках:
- Speed (все настройки на минимум/скорость, AA=Off, AF=Off);
- Quality (все настройки на максимум/качество, AA=Off, AF=Off);
- Quality + AF16x;
- Quality + AF16x+AA4x.
Практически нигде разницы нет. Результаты одинаковы. А Catalyst 3.8 выиграл 2fps у своих "младших братьев" лишь в режиме "Speed".
Code Creatures Benchmark Pro (CodeCult)
Этот уже далеко не новый, но все еще "тяжелый" даже для современных видеокарт бенчмарк, давно не радует изменением результатов
в зависимости от драйвера видеокарт на чипах Radeon. Не стал исключением и данный случай:
Видимо, просто не "точат под него" ;) Не актуально.
ShaderMark v.2.0
Относительно свежий бенчмарк отражающий скорость работы видеокарты с шейдерами версии 2.0. Подробное описание бенча можно найти здесь. Линк на
закачку я давал выше. При тестировании мною были использованы следующие установки:
Налицо явное преимущество в скорости самого нового Catalyst -
3.10. ATI готовится к выходу новых игр?
Gun Metal Benchmark v.1.20S
Признаком хорошего тона стало в последнее время у "игрописателей" делать бенчмарк еще до выхода игры. Так же и Gun Metal Benchmark
вышел раньше самой игры Gun Metal. Есть лишь одно ограничение: по непонятным причинам в данном тесте невозможно отключить полноэкранное сглаживание
вообще. В результате чего, как и в случае с Aquamark 3, пришлось изменить установки бенча (везде с AA2x и дополнительно в 1024х768+AA4x).
Кому удастся отключить в нем полноэкранное сглаживание (именно в бенче а не в игре) я был бы искренне признателен.
Без комментариев.
Comanche 4
Ну что ж, здесь с выходом Catalyst 3.10 нам официально обещали прирост в 6-7%. Проверим:
Прирост есть, но не у версии Catalyst 3.10 относительно предыдущих,
а у версий 3.9 и 3.10 относительно Catalyst 3.8, да и не 6-7% а поменьше.
Unreal Tournament 2003 (build 2225)
Тестирование в данной игре проводилось в демке BotMatch при максимальных установках на качество в самой игре. К сожалению, никакими усилиями
не удалось добиться запуска демки на Catalyst 3.8 :( - поэтому бубен был повешен на стену и привожу результаты тестов только на версиях Catalyst
3.9 и 3.10:
Разницы в результатах никакой, но хотелось бы обратить Ваше внимание на мизерную разницу между разрешениями в 800х600 и 1024х768,
а также скромное падение производительности при включении полноэкранного сглаживания (~10fps).
Unreal 2: The Awakening
Эта игра тестировалась с помощью утилиты Bench' emAll. Настройки в самой игре использовались на максимальное качество.
Двойная проверка результата в разрешении 800х600 на Catalyst 3.9 ни к чему не привела, он именно такой как и на диаграмме (почти
на 10fps быстрее других версий). Интересно и то, что в данной игре режимы 1280х1024 и 1024х768+FSAA4x практически равны по скорости.
Splinter Cell v.1.2
По аналогии с Unreal 2 здесь мне помогала Bench' emAll.
X2 - The Threat Demo
По аналогии с Gun Metal демка-бенч вышла раньше игры. Она довольно красива и требовательна к видеокарте и системе в целом.
Можно лишь отметить, что Catalyst 3.8 немного медленнее в целом, а Catalyst 3.10 чуть быстрее в полноэкранном сглаживании.
Tomb Raider: The Angel of Darkness v.1.0
Настройки, использовавшиеся при тестировании в данной игре можно посмотреть здесь и здесь.
Результат в 70,6fps в разрешении 1024х768+FSAA4x на Catalyst 3.10 не реальный,
но уж такой получился. Естественно перепроверял - без изменений.
Антиалиасинг в этом режиме не заработал. Почему результат оказался выше на
8fps чем результат без FSAA4x, сказать сложно.
Есть идеи
- пишите.
HALO: Combat Evolved v.1.031
Не смотря на то, что сама игра без проблем идет на разрешении 1280х1024, провести тесты в этом разрешении не удалось. Видимо, в Bench'emAll вкрался
коварный баг, хотя сама возможность выбора данного разрешения в программе есть.
3.2.2. OpenGL
Vulpine GL Mark v.1.1
Catalyst 3.9 заметно быстрее версии 3.8, а вот версию 3.10 видимо до такой степени "заоптимизировали" под данный
бенч, что на ней Vulpine GL Mark вообще перестал запускаться :). Ну это не критично, т.к. всего лишь бенч.
GL Excess v.1.2b
Serious Sam: The Second Encounter v1.07
Самым быстрым оказался Catalyst 3.9, самым медленным - 3.8, ну а Catalyst 3.10 - крепкий середнячок.
Return to Castle Wolfenstein v.1.41
В отличие от предыдущей статьи, когда для тестирования была использована демка с Radeon2.ru и проводилось вручную, в этот раз тестировал
я с помощью Bench'emAll:
И, как оказалось, зря :( Но обратил внимание на данные только когда стал вставлять скриншот в статью. А дело все в том, что описанный
ранее "эффект первого прохода" (когда идет завышение результатов во всех разрешениях на 20-25fps! после первого прогона демки),
сыграл здесь свою злую роль. Для того, чтобы убедиться в этом достаточно лишь посмотреть результаты в данной игре в предыдущей статье.
Ил-2 Штурмовик: Забытые сражения
Как тестировать в данной игре подробно описано здесь. Использовалась демка "TheBlackDeath.ntrk". Версия игры - 1.0. Так как в игре
нет возможности выбрать разрешение 1280х1024, то оно было заменено на 1280х960. В настройках к самой игре был выбран профиль "Radeon 9500/9700".
Новый Catalyst 3.10 лишь на 1fps медленнее обоих своих предшественников в разрешениях 800х600 и 1024х768, что вполне можно отнести к погрешности.
Добавлю, что на Catalyst 3.8 в данной игре были замечены выпадения текстур и прочие дефекты изображения, чего не было на версиях 3.9
и 3.10.
5. Итоги и выводы
1. Про результаты тестирования в 2D пока говорить рано, лучше обсудим :)
2. В 3D явного и постоянного преимущества нет ни у одной из версий Catalyst (ни в Direct3D ни в OpenGL), впрочем, нам и не обещали. Чуть
быстрее две последние версии 3.9 и 3.10. Ну а единственная значительная победа Catalyst 3.10 в бенче ShaderMark 2.0 нам пока еще "как ежику
футболка".
3. Глюки в UT2003 и артефакты в Ил-2 Штурмовик не позволяют рекомендовать к использованию Catalyst 3.8. Я остановлю свой выбор на Catalyst
3.10.
P.S. Готов обсудить любые ваши предложения по методике тестирования (набор тестов, разрешения, настройки драйвера, платформа для тестирования
и т.д.), - пишите.
Благодарности:
- модераторам Int13H и NEW сайта Radeon2.ru за быструю и качественную подготовку русских "драйвер-паков"для видеокарт Radeon;
- модератору сайта Radeon2.ru Ruslan73 за подаренную лицензию для Bench'emAll и консультации при проведении тестирования в RTCW и Ил-2 Штурмовик;
- авторам удобной программы Bench'emAll за сэкономленное время тестов.
Сергей Лепилов aka Jordan
24.12.2003
|