|
Предисловие. |
|
Нового "Каталиста"владельцам
видеокарт на чипах Radeon пришлось ждать дольше обычного.
Более того, новая версия драйверов "перескочила"
через версию 3.3, в которой, по словам разработчиков,
были найдены критические ошибки. Свежие драйверы Catalyst
3.4 aka 6343 датированы 28 апреля. Полный список изменений
и нововведений можете посмотреть здесь.
Сразу хочу предупредить, что вопросы сравнения
качества анизотропной фильтрации и полноэкранного сглаживания
в данной статье не рассматриваются. Также не буду уделять
внимание работе пресловутого FullStream. Все это темы
отдельных статей. |
|
Тестовая конфигурация |
|
|
Системная плата: |
MSI-6728 Neo2-S (I865PE); BIOS v.1;
AGP=8x 128mb; FastWrites=On |
Процессор: |
Pentium 4 2.40 @ 3.24 GHz (533@720 Mhz) 512k,
1.6v(SL6DV) |
Оперативная память: |
2x256Mb DDR400 PC-3200 333@360Mhz CAS-2-3-3-6
(Samsung) |
Видеокарта: |
Gigabyte GV-R9700Pro 128Mb 325/620 @ 344/702 |
Операционная система: |
Windows XP Home; SP1; DirectX 9.0a; Intel Chipset
5.00.1012 |
|
|
|
Инструментарий и методика тестирования |
|
Тестирование проводилось в следующих
тестовых пакетах и играх:
Direct3D
- 3DMark 2001 SE (build 330)
- 3DMark 2003
- Code Creatures Benchmark Pro (CodeCult)
- Chameleon Mark
- Unreal Tournament 2003 (build 2107)
- Comanche 4 Demo
- Dungeon Siege Benchmark
OpenGL
- Serious Sam: The Second Encounter v1.05
- Return to Castle Wolfenstein v.1.40
- Star Wars JK II: Jedi Outcast v1.02a
- DroneZmarK
Те, кто читал предыдущий
обзор драйверов, наверное обратил внимание, что список
тестовых приложений значительно увеличился. Этим пополнением
я обязан модератору сайта Radeon2.ru Руслану
aka Ruslan73. Искренне благодарю за сбор тестовых
пакетов и демок игр, и за почтовую доставку их до меня.
В отличие от предыдущего сравнения
драйверов, данное тестирование проводилось не в одном,
а в 3 разрешениях: 1024х768, 1280х1024, 1600х1280. Настройки
драйвера видеокарты: все на режим "Quality",
VSync=Off, AF=16 Quality, FSAA=Off, Truform=Off; скриншот
здесь.
Насколько мне известно, некоторые
игроки предпочитают использовать более высокие разрешения
в играх, чем включать полноэкранное сглаживание (FSAA).
Поэтому мною были проведены тесты и добавлены их результаты
при включенном на 4х полноэкранном сглаживании в разрешении
1024х768, чтобы можно было сравнить скорость в таком режиме
относительно режимов 1280х1024 и 1600х1200.
Все тесты проводились в 32bit-ном
цвете.
Ну и сами драйверы:
1. Catalyst
3.2 aka 6307 + (soft-9800)
2. Catalyst
3.4 aka 6343
Вы можете задать вопрос, почему нет
тестов Catalyst 3.4 в режиме soft 9800? Драйверы были
мною пропатчены данным скриптом, и тесты проведены. Но
их результаты ни на попугайчик, ни на один fps не отличались
от оных без скрипта (Прим.: просто оптимизация для 9800
теперь активна и для 9700). Поэтому, чтобы не загружать
статью лишними диаграммами и, соответственно, не увеличивать
ее размер, я решил не включать их результаты в обзор.
Установка каждого комплекта драйверов
проводилась после глобальной ручной и автоматической чистки
реестра и жесткого диска (Drive
Cleaner) от остатков предыдущих версий (более подробно
все описано в FAQ
и в конференции).
После инсталляции драйверов запускалась утилита RefreshForce
для установки максимально возможных частот развертки монитора.
|
|
Результаты тестов: Direct3D |
|
3DMark 2001 SE (build 330) |
|
|
|
|
|
Ну что ж, новые драйверы оказались заметно быстрее предыдущих, и сравнялись с прошлым лидером (Catalyst 3.2 + soft9800).
Может быть драйверописатели из ATI взяли на вооружение скрипты от Unwinder-а и внедрили их в свой новый пакет? ;)
Уж больно точны 2-й и 3-й результаты... |
|
3DMark 2003 |
|
|
|
|
|
Вот где неплохо поработали программисты ATI! Новый "катализатор" делает во всех режимах даже "проскриптованный" 3.2!
Прирост в среднем составил 4-4,5%. Посмотрим - оправдает ли он себя в реальных играх, или же это просто "заточка" под 3DMark 2003?! |
|
Code Creatures Benchmark Pro (CodeCult) |
|
|
|
По аналогии с 2001 3DMark-ом новые
драйверы сравнялись по скорости с Catalyst 3.2. Но данный
тест слишком тяжел для современных видеокарт, чтобы заметно
зависеть от драйверов, и низкие значения fps этому подтверждение
(IMHO). |
|
Сhameleon Mark |
|
Результаты данного теста - среднее
значение fps из трех бенчей в режимах Glass, Real и Chiny. |
|
|
|
Констатируем провал версии 3.2
и безоговорочную победу 3.4 (от 22 до 48% преимущества).
Новый Catalyst оказался даже чуть быстрее скрипта 9800,
правда такую разницу вполне можно отнести к погрешности
измерений. |
|
Unreal Tournament 2003 (build 2107) |
|
Тестирование в данной игре проводилось с помощью утилиты [H]ard|OCP UT2k3 Benchmark
в режиме Direct3D, High Quality. На диаграмме отражен средний fps. |
|
|
|
|
|
Практически одинаковые результаты, но небольшое преимущество в режиме со включенным полноэкранным сглаживанием все-таки есть. |
|
Comanche 4 Demo |
|
|
|
Аналогично: небольшой прирост лишь с FSAA4x |
|
Dungeon Siege Benchmark |
|
Данный тест не поддерживает разрешения выше 1024х768, поэтому тестирование проводилось в разрешениях 640х480, 800х600 и 1024х768 (FSAA4x). Установки: High Quality, Complex Shadows, Trilinear Filtering. |
|
|
|
Ну что ж, это, пожалуй, единственный
игровой тест, в котором новый Catalyst проявил себя во
всей красе. Преимущество над версией 3.2 составило от
3 до 21%. |
|
Результаты тестов: OpenGL |
|
Serious Sam: The Second Encounter v1.05 |
|
|
|
|
|
Как это не прискорбно констатировать, но OpenGL в этой версии чуть "сдал". Во всех разрешениях проигрыш. Более того, и в данной игре,
и в последующих наблюдались чуть заметные рывки; не такие конечно, как в Catalyst 3.0, но отрицать их наличие было бы глупо. |
|
Return to Castle Wolfenstein v.1.40 |
|
|
|
Оба Catalyst-а идут вровень. А вот провал скрипта Soft9800 я объяснить ничем не могу. Проверял 2-а раза.
Результат с использованием скрипта ниже чем любой из обычных Catalyst на 11-29%.
Аналогичная ситуация с провалом скрипта и в Quake 3, результаты которого не вошли в статью. |
|
Star Wars JK II: Jedi Outcast v1.02a |
|
|
|
Ну как вам результаты? Игра абсолютно не зависящая от разрешения. По крайней мере у меня так получилось.
Если у вас другие результаты - пишите. Но и здесь вновь проигрыш новых драйверов в OpenGL. |
|
DroneZmarK |
|
|
|
Повторяется ситуация Serious Sam SE и Jedi Outcast. |
|
Итоги |
|
1. Catalyst 3.4 все-таки более
быстрый драйвер чем его "старший брат" Catalyst 3.2. Результаты
нового драйвера находятся на уровне лидера прошлого обзора
Catalyst 3.2 + soft9800. Но такое положение дел мы можем
наблюдать лишь в тестах Direct3D. В OpenGL же произошло
падение производительности на 1-2%, и появились неприятные
рывки-дерганья изображения.
2. 3DMark 2003 доказал, что под него
вполне можно "заточить" драйверы и бесплатно получить
прирост скорости в 4,5% Вот только кому это нужно? Реальными
игровыми тестами данный рост (относительно Catalyst 3.2
+ Soft9800) не подтверждается.
3. Скрипт soft9800 на Catalyst 3.4 не дают никакого прироста производительности (см. выше).
4. Режим 1024х768+FSAA4x по скорости находится на одном уровне с разрешением 1280х1024, где-то чуть быстрее а в некоторых случаях немного медленнее. В каком режиме играть вам - решайте сами.
5. Star Wars JK II: Jedi Outcast исключается из дальнейшего тестирования как тест, которому абсолютно все "по-барабану".
6. В дальнейших статьях на тему сравнения драйверов будут добавлены тесты: Max Payne, Aqua Nox 2, Doom 3, GL Excess и AquaMark. Готов обсудить любые ваши предложения по методике тестирования (набор тестов, разрешения, настройки драйвера, платформа для тестирования и т.д.), - пишите.
P.S. Выражаю особую благодарность
модераторам Int13H и NEW сайта Radeon2.ru
за быструю подготовку русских "драйвер-паков" для видеокарт
Radeon. |
|
|
|
|
|