|
Предисловие. |
|
ATI придерживается заявленного
графика выпуска драйверов Catalyst - раз в 1,5-2 месяца.
С момента выхода Catalyst 3.4 (28 апреля) прошло немногим
меньше двух месяцев и 22 июня в новостях появились Catalyst
3.5. Многие ждали от этих драйверов и роста скорости
(что стало вполне закономерным у ATI), и исправления
ошибок во многих играх и обещанные удаления оптимизаций
под 3DMark-и. Ну что ж, этим обзором я попробую доказать
или опровергнуть Ваши ожидания ;)
Список изменений и нововведений Catalyst
3.5 можно посмотреть здесь. |
|
Тестовая конфигурация |
|
|
Системная плата: |
ASUS-P4P800 (i865PE); BIOS v. 1008;
AGP=8x; FastWrites=On |
Процессор: |
Pentium 4 2.4C @ 3.3 GHz; FSB 800@1100Mhz;
512k, 1.6v; HT=On; (SL6WF) |
Оперативная память: |
2x256Mb DDR400 PC-3200 400@440Mhz CAS=2.5-4-4-8-8
(Samsung) |
Видеокарта: |
Sapphire R9000Pro 128Mb; 275/250 Gigabyte GV-R9700Pro 128Mb 325/620 @
352 / 702 |
Операционная система: |
Windows XP Home; SP1; DirectX 9.0a;
Intel Chipset 5.01.1015 |
|
Если Вы обратили внимание, то "по просьбам трудящихся" в
тесты добавлена карта предыдущего поколения Radeon-ов
- Sapphire R9000Pro 128Mb, но это не совсем честный 9000Pro
т.к. частоты памяти занижены на 25MHz относительно стандартных
275MHz. Но, предположу, что на данный момент такая карта
(или карта с такими частотами) наиболее массова. |
|
Инструментарий и методика тестирования |
|
Тестирование проводилось в следующих
тестовых пакетах и играх:
Direct3D
- 3DMark 2001 SE (build 330)
- 3DMark 2003 (build 3.3.0)
- Code Creatures Benchmark Pro (CodeCult)
- Gun Metal Benchmark v.1.20S
- Unreal Tournament 2003 (build 2107)
- Comanche 4 Demo
OpenGL
- Serious Sam: The Second Encounter v1.07
- Return to Castle Wolfenstein v.1.40
Тестирование на Radeon 9700Pro проводилось
во всех тестах в разрешениях 1024x768 и 1280x1024 с включенным
FSAA4x и без него. В 3DMark-ах также мною были проведены
тесты на пропатченных скриптами ATIAntiDetector драйверах
Catalyst 3.4.
В отличие от 9700Pro, карта на R9000Pro
тестировалась в разрешениях 800x600, 1024x768, 1280x1024
и 800x600+FSAA4x. На данной видеокарте из-за ее "слабости" не
проводились тесты Code Creatures и Gun Metal, а из пакета
3DMark 2003 тестировался только первый тест (Wings Of
Fury).
Настройки драйверов видеокарт: все
на режим "Quality", VSync=Off, AF16x Quality,
FSAA=Off, Truform=Off; скриншот здесь.
Все тесты проводились в 32bit-ном
цвете.
Драйверы (Windows XP):
1. Catalyst 3.2 aka 6307
2. Catalyst 3.4 aka 6343
3. Catalyst 3.5 aka 6360
Установка каждого комплекта драйверов
проводилась после чистки реестра и жесткого диска (Drive
Cleaner) от остатков предыдущих версий (более подробно
все описано в FAQ и
в конференции).
После установки драйверов запускалась утилита RefreshForce для установки максимально возможных частот
развертки монитора. |
|
Результаты тестов: Direct3D |
|
Radeon 9000Pro: 3DMark 2001 SE (build 330) |
|
|
|
|
|
Наблюдаем конкретный провал Catalyst
3.4 и равенство результатов Catalyst 3.2 и 3.5 |
|
Radeon 9700Pro: 3DMark 2001 SE (build 330) |
|
|
|
|
|
"Правильные" Catalyst 3.4 снимают
с теста Nature от 13 до 29 кадров в секунду в зависимости от
разрешения. А помнится когда то был такой же рывок в этом же
тесте... Ну а новые Catalyst 3.5 идут вровень с версией 3.4 как
и не вошедшие в таблицу и диаграммы Catalyst 3.2. |
|
Radeon 9000Pro: 3DMark 2003 |
|
|
|
Аналогичный провал версии 3.4 и исправление
скорости с выходом Catalyst 3.5 (по отношению к версии 3.2).
И все-таки старый Catalyst 3.2 немного быстрее на данной карте. |
|
Radeon 9700Pro: 3DMark 2003 |
|
|
|
|
|
Здесь уже начинает немного выигрывать
новая версия драйверов и особенно это заметно в тяжелых режимах.
А вот ATIAntiDetector здесь не сработал ;) Нужно было его назвать
ATI3DMark01AntiDetector. Результаты Catalyst 3.2 аналогичны результатам
Catalyst 3.4. |
|
Code Creatures Benchmark Pro (CodeCult) |
|
|
|
Ну прямо линейный прирост скорости...
Выпадает только из общего ряда заметный выигрыш Catalyst
3.2 в режиме 1024x768 + AA4x. |
|
Gun Metal Benchmark
v.1.20S |
|
В данном тесте принудительно включено
полноэкранное сглаживание на 2x, как его отключить я
так и не нашел, поэтому тестировать в первых двух разрешениях
пришлось с FSAA2x. |
|
|
|
Неслабо "провалился" Catalyst
3.2, на правда ли? |
|
Radeon 9000Pro: Unreal Tournament 2003 (build
2107) |
|
Тестирование в данной игре проводилось с помощью утилиты [H]ard|OCP UT2k3 Benchmark
в режиме Direct3D, High Quality. На диаграмме отражен средний fps. |
|
|
|
|
|
Абсолютно идентичные результаты. Единственный
минус Catalyst 3.2 ставим за вылеты в режиме 800x600 + FSAA4x,
поэтому и нет результатов. Жаль, но на данной карте даже с мощным
процессором играбельным остается лишь разрешение 1024x768. |
|
Radeon 9700Pro: Unreal Tournament 2003 (build
2107) |
|
|
|
|
|
Особо комментировать нечего, но обращает
на себя внимание тот факт, что Radeon 9700Pro более чем в два
раза быстрее чем Radeon 9000Pro в режимах с полноэкранным сглаживанием.
Также интересно и то, в режиме 1024x768+FSAA4x Radeon 9700Pro
быстрее чем в разрешении 1280x1024 без сглаживания. Какой режим
предпочтительнее - решать Вам, но и тот и другой вполне играбельны. |
|
Comanche 4 Demo |
|
|
|
Catalyst 3.4 вновь оказался самым медленным
на данной карте. |
|
|
|
На Radeon 9700Pro, в свою очередь, проиграл
Catalyst 3.2. |
|
Результаты тестов: OpenGL |
|
Serious Sam: The Second Encounter v1.07 |
|
|
|
|
|
Практически никаких изменений, причем
на обоих картах. Если разница и есть, то она находится в пределах
погрешности. |
|
Return to Castle Wolfenstein v.1.40 |
|
|
|
И опять проиграл Catalyst 3.4, а выход
версии 3.5 исправляет ситуацию. |
|
|
|
Новый драйвер проигрывает своим "старшим
братьям" лишь 1,5-2fps. Обращает на себя внимание лишь то,
что при включении полноэкранного сглаживания падения производительности
на R9700Pro нет (при 200 fps снижение на 10 fps не критично и
абсолютно незаметно). |
|
Итоги |
|
1.Catalyst 3.5 по результатам
данного обзора на Radeon 9000Pro заметно выигрывает у
Catalyst 3.4 и выходит на один уровень скорости с Catalyst
3.2. На R9700Pro результаты всех трех драйверов практически
равны, небольшой прирост скорости есть у Catalyst 3.5
лишь в тяжелых режимах с полноэкранным сглаживанием.
2. Скрипт ATIAntiDetect "зарезал" результаты
теста Nature из 3DMark 2001SE, но никак не повлиял на
3DMark 2003, что вполне логично, т.к. создатели скрипта
еще продолжают изучение и ликвидацию "подстроек" драйверов
под тестовые приложения.
3. Радует то, что ATI с выходом очередных
драйверов/видеопроцессоров идет не только по пути повышения
чистой скорости, а повышает скорость в качественных "тяжелых" режимах.
И доказательство тому - более чем двукратное превосходство
9700Pro над 9000Pro в режимах с полноэкранным сглаживанием.
4. Режим 1024х768+FSAA4x по скорости
находится на одном уровне с разрешением 1280х1024, где-то
чуть быстрее а в некоторых случаях немного медленнее. В каком
режиме играть вам - решайте сами.
5. Падение производительности на R9000Pro
при включении FSAA4x в разрешении 800x600 слишком велико
и проигрывает даже разрешению 1280x1024 без полноэкранного
сглаживания. Более того, последний режим мне больше понравился
в плане качества, т.к. в режиме 800x600+FSAA4x картинка была
какой-то "мутноватой". Чего абсолютно не наблюдалось
на R9700Pro. Что, впрочем, и логично ;)
Готов обсудить любые ваши предложения
по методике тестирования (набор тестов, разрешения, настройки
драйвера, платформа для тестирования и т.д.), - пишите.
P.S. Выражаю особую благодарность
модераторам Int13H и NEW сайта Radeon2.ru за быструю подготовку русских "драйвер-паков" для видеокарт
Radeon. |
|
|
|
|
|