1. Вступление
Очередной (уже 4-й) обзор-сравнение новой версии драйверов Catalyst со своими предшественниками. Из нововведений статьи отмечу появление 6-и новых ("новых" для
подобных статей на данном сайте) бенчей: Unreal 2, Splinter Cell, X2 - The Threat, GL Excess, Vulpine GL Mark и DOOM 3 alpha. Немного изменен и подход к операционной
системе для тестирования.
Довольно внушительный список изменений и нововведений Catalyst 3.7 можно посмотреть здесь.
2. Тестовая конфигурация
|
Системная плата: |
EPoX-4PDA (i865PE); BIOS v.3814; AGP=8x 128mb; FastWrites=On |
Процессор: |
Pentium 4 2.4C @ 3.0 GHz; FSB (800@1000 Mhz) 512k, 1.5v; HT=On; (SL6WF) |
Оперативная память: |
2x256Mb DDR400 PC-3200 400Mhz CAS=2,5-3-3-7; (Hynix) |
Видеокарта: |
Gigabyte GV-R9700Pro 128Mb 325/608 |
HDD: |
120Gb SATA150 Maxtor DiamondMax Plus 9 (6Y120M0) 7200rpm 8Mb |
Операционная система: |
Windows XP Home; DirectX 9.0a; Intel Chipset 5.00.1002 |
|
3. Инструментарий и методика тестирования
Для проведения тестирования на отформатированный раздел жесткого диска была установлена Windows XP Home Edition (SP1 не устанавливался). Все лишние сервисы были
отключены (в памяти осталось лишь 5 сервисов). Никаких дополнительных программ также не устанавливалось ("чистый" трей). Система настроена на максимальное
быстродействие: все темы и эффекты отключены. Также, для получения более корректных результатов, не зависящих от установленной звуковой карты, не были установлены
и драйверы звука.
Тестирование проводилось в следующих тестовых пакетах и играх:
Direct3D
- 3DMark 2001 SE (build 330)
- 3DMark 2003 (build 3.3.0)
- Code Creatures Benchmark Pro (CodeCult)
- GunMetal Benchmark v.1.20S
- Comanche 4 Demo Benchmark
- Unreal Tournament 2003 (build 2225)
- Unreal 2: The Awakening
- Splinter Cell v.1.2
- X2 - The Threat Demo
OpenGL
- Vulpine GL Mark v.1.1
- GL Excess v.1.2b
- Serious Sam: The Second Encounter v1.07
- Return to Castle Wolfenstein v.1.41
- DOOM 3 alpha v.0.02
Тестирование проводилось во всех тестах в разрешениях 1024x768, 1280x1024, 1600x1200 и 1024х768 + FSAA4x.
Настройки драйверов видеокарт: все на режим "Quality", VSync=Off, AF16x Quality, FSAA=Off, Truform=Off; скриншот здесь.
В играх Unreal 2 и DOOM3 использовались свои разрешения и настройки, отличные от указанных.
Все тесты проводились в 32bit-ном цвете.
После проведения тестов в каждом из приложений система перезагружалась.
Драйверы (Windows XP):
1. Catalyst 3.5 aka 6360
2. Catalyst 3.6 aka 6368
3. Catalyst 3.7 aka 6378
* - линки на драйверы ведут на Radeon2.ru, там же Вы можете найти драйверы и для Windows 98/Me.
Установка каждого комплекта драйверов проводилась после чистки реестра и жесткого диска (Driver
Cleaner v.2.0) от остатков предыдущих версий (более подробно
все описано в FAQ и в конференции).
4. Результаты тестов
4.1. Direct3D
3DMark 2001 SE (build 330)
3DMark 2003 (Build 3.3.0)
Code Creatures Benchmark Pro (CodeCult)
Gun Metal Benchmark v.1.20S
Comanche 4 Demo Benchmark
Unreal Tournament 2003 (build 2225)
Тестирование проводилось с помощью утилиты [H]ard|OCP UT2k3 Benchmark в режиме High Quality. На диаграмме отражен средний fps из всех демок таблицы.
Unreal 2: The Awakening
Эта игра тестировалась с помощью утилиты BenchEmAll лишь в одном разрешении 1024x768 (т.к. копия незарегистрирована), но в четырех различных режимах/настройках
Catalyst:
- Speed (все настройки на минимум/скорость, AA=Off, AF=Off);
- Quality (все настройки на максимум/качество, AA=Off, AF=Off);
- Quality + AF16x;
- Quality + AF16x+AA4x.
Собственно до данного момента комментировать особо и нечего было, точнее вообще нечего. Все три версии абсолютно одинаково равны по скорости во
всех вышеприведенных бенчах. Но вот Unreal 2 выпадает из общей тенденции, и здесь уже Catalyst 3.7 вырывается немного вперед (хоть немного интереснее стало :)
). Также обращает на себя внимание практически отсутствие снижения производительности при включении качественных режимов и анизотропной фильтрации, что не может
не радовать.
Splinter Cell v.1.2
Тестовый файл и файл настроек (*.ini), использовавшиеся для тестирования, можно взять здесь.
Небольшое преимущество Catalyst 3.7 заметно лишь в режиме с полноэкранным сглаживанием, а вот без него новый драйвер немного проиграл своим старшим
братьям.
X2 - The Threat Demo
Новая демка-бенч к выходящей игре. Довольно красива и требовательна к видеокарте (особенно в качественных режимах настроек Catalyst).
Промежуточный итог неутешителен, точнее сказать - "неинтересен". В Direct3D все три последних драйвера показывают одинаковую производительность
(за исключением Unreal 2 и частично Splinter Cell), впрочем, и в данных играх разница в скорости драйверов слишком мала.
4.2. OpenGL
Vulpine GL Mark v.1.1
Просто "провал" версии 3.5 (напомню, что в тестировании была использована уже исправленная версия Catalyst 3.5), и, тем не менее, проигрыш
очевиден. Catalyst 3.6 и 3.7 идут вровень.
GL Excess v.1.2b
Повторяется ситуация с результатами в Vulpine GL.
Serious Sam: The Second Encounter v1.07
Return to Castle Wolfenstein v.1.41
Для тестирования была использована демка с Radeon2.ru, забрать можно здесь.
Несмотря на абсолютно одинаковые результаты, позволю себе остановится на данном месте подробнее, и вот почему.
При тестировании драйверов версий
3.6 и 3.7 в данной игре модератором сайта Radeon2.ru Ruslan73 был замечен эффект "первого прохода" (название я сам придумал :) ). Он выражался в завышении
результатов во всех разрешениях на 20-25fps! после первого прогона демки. А последующие многократные тесты (не выходя из игры) показывали одинаковые результаты
- они и отражены на диаграмме. Замечу, что на Catalyst 3.5 данного эффекта не наблюдалось. Впрочем, возможно, что это особенность самой демки или работы с драйверами
данной версии RTCW (v.1.41).
DOOM 3 alpha v.0.02
Тесты в данной игре проводились с помощью все той же BenchEmAll и в настройках Catalyst, аналогичных Unreal 2.
По аналогии с Unreal 2 нет снижения производительности при переходе к качественным режимам и включения AF16x, правда результат и так очень низкий.
Ну а Catalyst 3.6 и 3.7 в лидерах.
5. Итоги и выводы
1. В Direct3D все три версии драйверов показали одинаковые результаты, заметного суммарного преимущества нет ни у одного Catalyst-a.
2. OpenGL больше подходят версии 3.6 и 3.7, показывая большую (в некоторых случаях даже очень) производительность в сравнении с Catalyst 3.5.
3. Включение качественных режимов и анизотропной фильтрации максимального уровня не приводят к заметному и ощутимому снижению производительности
Radeon 9700Pro в играх, поэтому рекомендуются к постоянному включению :)
Субъективно хочу добавить что в последней версии Catalyst - 3.7 заметно улучшилось качество 2D, что не может не радовать.
P.S. Готов обсудить любые ваши предложения по методике тестирования (набор тестов, разрешения, настройки драйвера, платформа для тестирования и
т.д.), - пишите.
P.P.S. Выражаю особую благодарность модераторам Int13H и NEW сайта Radeon2.ru за быструю и качественную подготовку русских "драйвер-паков"для
видеокарт Radeon.
Сергей Лепилов aka Jordan
16.09.2003
|