|
|
|
|
1. Предисловие. |
|
Не прошло и года с того времени как мы сравнивали Radeon 64 DDR и
GeForce2 PRO 64 (в обозримом будущем мы постараемся подготовить обзор этих карт, которые
"ушли" в диапазон ниже 100$), как в похожем ценовом диапазоне (140$-220$)
оказались видеокарты уже следующего поколения: GeForce3 Ti200 и Radeon 8500 LE. Это не
может не радовать, так как говорит о том, что прогресс в развитии аппаратного обеспечения
рынка игр для PC есть, что, в свою очередь, укрепляет надежду на скорое появление игр с
графикой нового уровня, использующей в полной мере возможности современных акселераторов.
Со времени появления этих видеокарт в свободной продаже обзоры в Сети лились,
как из ведра, и вы, наверняка, уже знакомы со многими характеристиками и особенностями этих
видеокарт. Однако все течет, все меняется, выходят новые версии драйверов с новыми возможностями,
исправляющие старые ошибки и вносящие новые :) Выходят новые игры и тесты c поддержкой новых, ранее
не востребованных, технологий, реализованных в одних, но отсутствующих в других видеокартах. В
результате соотношение потребительских качеств различных видеокарт постоянно меняется.
Задача этой статьи - попытаться оценить свойства видеокарт на текущем этапе (март 2002-го) и помочь снять
вопросы, которые часто задаются в форуме как на нашем сайте, так и на сайте
iXBT.com.
Кроме того, мы попытались осветить некоторые моменты, которые по той или иной причине не нашли
отражения в различных публикациях по этой теме.
На тестирование попали видеокарта Manli Radeon 8500 LE, выполненная по референс дизайну ATi c
частотами чипа и памяти 250/250(500) МГц, и видеокарта ASUS 8200 Ti2 Deluxe (Ti200) с частотами чипа
и памяти 175/200(400) МГц.
Выбор видеокарты производства ASUS вовсе не говорит о том, что видеокарты от этого производителя -
это единственно правильный выбор. Однако, в плюсе у них: высокая доступность и популярность, отличное качество
исполнения и характеристики, полностью соответствующие видеокартам этого класса, неплохой набор функций для
работы с видео (ТВ-выход, видео-вход, стерео-очки), хорошая совместимость с большинством материнских плат,
присутствующих на нашем рынке, и т.п. Все это делает видеокарты от ASUS вполне реальным вариантом для покупки,
несмотря на несколько завышенную по нашему (и не только) мнению цену, что, впрочем, характерно практически для
любой продукции компании ASUS на нашем рынке.
|
|
|
|
|
ATI RADEON 8500 LE |
ASUS 8200 Ti200 |
|
|
2. Основные характеристики рассматриваемых
видеокарт.* |
|
Видеокарта |
ASUS 8200 Ti200 |
RADEON 8500 LE |
Чип |
NV20 |
R200 |
Параметры |
Число конвейеров |
4 |
4 |
Число текстурных блоков |
2 |
2 |
Текстур за проход |
4 |
6 |
Частота ядра |
175MHz |
250MHz
* |
RAMDAC |
350MHz |
400MHz + 240MHz (внешний) |
Техпроцесс |
0.15 микрон |
0.15 микрон |
Память |
Частота памяти |
200MHz |
250MHz |
Шина памяти |
128 bit (DDR) |
128 bit (DDR) |
Объем памяти |
64MB |
64MB |
Скорость памяти |
4.0ns |
4.0ns |
Игровые характеристики |
OpenGL |
1.3 |
1.3 |
DirectX |
8.1 |
8.1 |
Макс. кол-во источников света |
8 |
8 |
Поддержка N-Patches |
- |
+ |
Поддержка RT-Patches |
-
* |
- |
Поддержка 3D-текстур |
+ |
+ |
Поддержка анизотропной фильтрации |
+ (level2-level8) |
+ (level2-16)* |
Совмещение анизотропной и трилинейной фильтрации |
+ |
- |
Вершинные шейдеры (макс. поддерживаемая версия) |
1.1 |
1.1 |
Пиксельные шейдеры (макс. поддерживаемая версия) |
1.1 |
1.4 |
Максимальный размер текстур * |
4096x4096 |
2048x2048 |
Видеовозможности |
Видео-выход |
S-Video, RCA |
S-Video, RCA (через переходник) |
Видео-вход |
S-Video, RCA |
- |
Стерео-очки |
+ |
- |
Цифровой выход (DVI) |
- |
+ |
Поддержка 2-х мониторных конфигураций |
- |
+ |
|
|
*
Часть информации о параметрах чипов взяты из материалов сайта
iXBT.com, в частности из статьи Андрея Воробьева
и Александра Медведева
NVIDIA GeForce4 Ti 4400 и GeForce4 Ti 4600 (NV25).
*
Частоты чипов и памяти мы не выделяем в качестве преимуществ, так как сами по себе они ничего
не дают, играет роль то, какие результаты это дает в играх и тестах, а вот это мы как
раз рассмотрим подробно.
*
Сразу заметим, что, поскольку алгоритмы реализации анизотропной фильтрации у этих карт различаются,
как и понятие уровня, соответственно, то напрямую сравнивать уровни фильтрации можно лишь условно.
* Теоретически чип NV20 поддерживает оные, но практически возможность
выключена в драйверах, хотя с помощью программы RivaTuner есть возможность их включить. Андрей Воробьев
и Александр Медведев в статье NVIDIA
GeForce4 Ti 4400 и GeForce4 Ti 4600 (NV25) дают такое объяснение этой ситуации:
Причина этого кроется в DirectX - в случае, когда карта не поддерживает аппаратно N-Patches,
API пытается эмулировать их с помощью RT-Patches. Что, несомненно, вызывает очень медленную работу N-Patches,
даже более медленную, чем толковая программная эмуляция. NVIDIA была вынуждена отключить RT-Patches,
дабы игры с поддержкой N-Patches не впадали в трудно объяснимый для рядового пользователя ступор на ее последних
продуктах.
От себя можем добавить, что при включении RT-патчей (с помощью программы RivaTuner) в
игре Serious Sam SE в режиме Direct3D появляется возможность активизации N-Patches через настройки игры, что в
свою очередь приводит к многочисленным
проблемам.
* По данным 3DMark2001 (Direct3D)
Более подробные характеристики можно посмотреть в обзорах:
• ASUS V8200 Deluxe GeForce3
• ATI RADEON 8500
Тем, кто не читал, рекомендуем посмотреть статью на сайте nvworld.ru
под названием "Сравнительный
анализ Radeon 8500LE и GeForce3 Ti200" по этой же тематике.
|
|
3. Стенд для тестирования: |
|
|
CPU : |
AMD Athlon Thunderbird 1.33GHz |
|
Mainboard : |
ABit KT7A-RAID (KT133A) |
|
Memory : |
HYUNDAI 256 MB PC133 |
|
HDD : |
HDD 40G Fujitsu 7200 rpm |
|
Audio : |
Gullemot MaxiSound Fortissimo |
|
Monitor: |
LG Flatron 795FT+ |
|
OS/soft : |
Windows 98SE Rus, DirectX 8.1, VIA SP 4.37 |
|
|
Драйверы:
• ASUS 8200 Ti200 - Detonator 23.11
• ATI RADEON 8500 OEM - 4.13.9009.
К моменту окончания тестирования именно эти драйверы являлись рекомендованными
версиями (релизом) для обеих карт для Windows 98/ME.
Система, конечно, по нынешним меркам явно не "Top", скорее средняя или чуть выше
того, но, с другой стороны, видеокарты тоже не самые дорогие и быстрые, так что некоторый баланс здесь
присутствует.
Тесты проводились только в 32-х битном цвете (игры в 16-битном цвете не рассматривались), во всех
тестах был отключен VSync. Другие настройки были взяты по умолчанию, т.е. после установки драйвера никаких изменений
(кроме отключения VSync) не производилось. Звук во всех тестах был отключен.
Во всех тестах рассматриваются только разрешения 1024х768, 1280х1024, поскольку в этих разрешениях
данные видеокарты обеспечивают вполне комфортный уровень играбельности во всех современных играх.
Кроме того, по нашему мнению, большинство пользователей в наших условиях пользуются 15"-17" мониторами,
для которых только в 1024х768 и 1280х1024 обеспечивается вполне "гуманный"refresh rate 85-100Hz.
И для набирающих в последнее время все большую популярность LCD - мониторов, эти разрешения также являются основными.
Практически все тесты мы провели как в обычном режиме, так и с анизотропной фильтрацией. Почему, собственно,
с анизотропной фильтрацией? Дело в том, что в современных играх в обычном режиме (с трилинейкой) в этих разрешениях
вполне играбельные fps часто дают и более слабые и, соответственно, менее дорогие карты, такие как GeForce2 Titanium,
ATI Radeon 7500, GeForce4 MX 440. Соответственно, многие активно играющие владельцы видеокарт класса GF3
и Radeon 8500 считают, что играть на таких мощных картах (пусть даже и на их младших модификациях) без дополнительной
нагрузки, коей является анизотропная фильтрация, все равно что ездить на такси в булочную, а как известно, "наши
люди в булочную на такси не ездят" :).
Вопрос собственно только в том, какой вид нагрузки выбрать. Мы сознательно исключили другие виды
нагрузки, ибо (опять же по нашему мнению), далеко не во все сегодняшние игры можно играть просто с антиалиасингом
в режиме 4х (не говоря уже о совмещении этого
режима с анизотропной фильтрацией). Выбор фактически между АА 2х и АF, из них мы оставили последний режим
(как дающий, субъективно, более приятную картинку в 3D в большинстве случаев). Разумеется, отказываться от чего-то
- это не лучшее решение, но в условиях ограниченного времени на тестирование приходится отделять основное от
второстепенного.
Для тестов у 8500 LE выбран режим с максимальной степенью анизотропной фильтрацией, для Ti200
уровень анизотропной фильтрации = 4, как компромиссный между качеством и производительностью.
Для оценки эффекта от разгона видеокарт, мы тестировали Radeon 8500 LE как в штатном режиме (250/250),
так и в разогнанном (286/266). Карта Ti200 в свою очередь также тестировалась в штатном (175/200) и разогнанном
(200/230) состоянии.
Разумеется, разгон - это рулетка, у кого-то видеокарта разгонится и будет стабильно работать (а не только
пройдет пяток тестов) на более высоких частотах, особенно если использовать дополнительное охлаждение или заняться перепайкой
резисторов. Мы остановились на этих цифрах, поскольку, по нашему мнению, такой разгон практически гарантирован
для этих видеокарт и без дополнительных мер.
В силу ограниченности по времени и большого объема тестов, было решено ограничиться (на
данном этапе) тестами только под операционной системой Win98SE. В обозримом будущем мы планируем подготовить 2-ю часть
этой статьи с тестами в Windows XP. |
|
Синтетические тесты |
|
|
|
|
|
|
|