Игровые
возможности видеоподсистемы чипсета Radeon 9100 IGP. Часть I.
Страница:
5. Игровые тесты.
5.1. OpenGL.
5.1.1. Quake III Arena.
Многие спросят, отчего это вы, уважаемый, заставляете работать
почетных пенсионеров? :) Ответ прост. Игра до сих пор неплохо подходит
для "расслабления" после работы в условиях офиса и, поэтому может
быть интересна для потенциальных потребителей плат на IGP 9100.
Итак, наступив себе на горло, тестирую осточертевший Quake III.
:) Настройки максимальные, компрессия текстур отключена.
5-10% превосходство 9100 IGP. Что, на мой взгляд, можно считать
успехом для встроенной графики.
5.1.2. Return to Castle Wolfenstein.
Использовалась "самописная" демка Rad, настройки максимальные,
компрессия текстур отключена.
Здесь примерное равенство. Видимо потому, что RtCW более интенсивно
использует мультитекстурирование.
5.1.3. Serious Sam SE v1.07.
Некогда популярный шутер. Настройки свои, производные от "High
Quality". Долго и нудно описывать настройки не буду, кому интересно
- пишите.
В этом тесте налицо превосходство 9200SE - до 47%. Предположу,
что это произошло из-за интенсивного использования мультитекстурирования
и частиц для создания эффектов взрывов. Времени для более подробного
исследования этого феномена, к сожалению, не оставалось.
5.2. Direct3D.
5.2.1. Unreal Tournament 2003.
На Antalus примерное равенство, на Asbestos в 800х600 лучше 9200SE
(до 20%), видимо в результате того, что влияние 64-битной шины в
этом разрешении падает.
5.2.2. Unreal 2.
Весьма популярный некоторое время назад шутер. Тестирование в нем
стало возможно благодаря утилите Benchem'All.
Первый график отражает тесты в 1024х768, второй в 800х600. Поскольку
наибольшее значение (с моей точки зрения) играет средний и минимальный
fps - налицо полная победа 9100 IGP. Предположу, что из-за более
быстрой работы с шейдерами.
5.2.3. Morrowind.
Эта игра, в которую можно играть годами, к сожалению не имеет встроенных
средств тестирования. Тестирование производилось с помощью утилиты
FRAPS 1.9D
загружается сейв
жму кнопку переключения режима бега (с шага на бег)
жму кнопку "бежать"
жму кнопку "начать сбор статистики по fps"
дожидаюсь, пока персонаж пробежит всю Балмору от южной стены
и упрется в северную стену. (~24 секунды)
жму кнопку "закончить сбор статистики по fps"
И так по 5 раз для каждого режима. Как выясняется, расхождение
в результатах при замерах не превышает 0.5 fps (!), что вполне приемлемо.
Желающим убедиться в этом могу выслать сейв, на котором тестирование
и происходило.
По субъективному опыту, если в каком-то режиме карточка по этой
демке дает средние 25 fps, играть в Morrowind в таком режиме можно.
Дальность видео для обеих карт была установлена на 50%. Тени отключены.
Остальный настройки оставлены по умолчанию. Итак, результаты:
Налицо победа 9100 IGP, на котором игра представляется играбельной
в 3-х режимах из 4-х. В то же время на 9200SE играть можно только
в одном режиме (800х600). Предположу, что причина в том, что игра
преимущественно использует монотекстурирование, где 9200SE не хватает
скорости заполнения.
Стоит отметить, что в этой игре у 9100 IGP и у 9200SE (что в частности
было указано в одном
из материалов iXBT) присутствует некоторая аномалия при прорисовке
шейдера воды. Вода кажется несколько "более беспокойной"
чем должна быть, что может быть хорошо заметно в районе узких мест
рек, каналов и менее заметно у морского побережья. С одной стороны,
эту аномалию можно считать простительной. Во-первых, потому что
это практически единственная замеченная аномалия на использовавшемся
наборе тестов. Во-вторых, потому что она (субъективно) не портит
игровой процесс. В-третьих, трудно сказать, чья здесь вина, разработчиков
или писателей драйверов. С другой стороны, было однозначно лучше,
если бы эта аномалия так или иначе была бы исправлена.
Выводы по разделу:
Quake III - ничья
RtCW - ничья
Serious SAM SE - крупный выигрыш у 9200SE (до 47%)
UT 2003 -выигрыш у 9200SE (до 20%)
Unreal 2 -выигрыш у 9100 IGP (до 30%)
Morrowind -выигрыш у 9100 IGP (до 30%)
В целом, на мой взгляд, Radeon 9100 IGP выглядит как минимум не
хуже, поскольку единственная игра, в которой он крупно проиграл
(Serious SAM SE) имеет (с моей точки зрения) относительно малое
распространение и популярность.
Хочу заметить также, что радиатор чипа 9100 IGP при продолжительном
тестировании грелся весьма прилично. Возможно с менее мощным процессором
ситуация будет лучше (ведь кроме встроенной графики этот чип выполняет
и функции северного моста), однако, факт тот, что в тестовом стенде
для обдува радиатора пришлось поставить дополнительный вентилятор.
Впрочем, тот же самый вентилятор обдувал и 9200SE во время тестов.
Также важно то, что в "Стенде 1" использовалась память
в двухканальном режиме. В некоторых обзорах, появившихся недавно,
было установлено, что если использовать память в одноканальном режиме,
производительность системы на 9100 IGP в 3D-приложениях падает очень
сильно. Т.е. для оптимальной производительности в 3D системы на
9100 IGP использование двухканального режима памяти настоятельно
рекомендуется.
6. Итоги.
Тестирование показало, что встроенная графика таки достигла производительности
дискретных решений начального уровня. Что, собственно, не может
не радовать.
Теперь давайте вспомним, сколько все это стоит. Стоимость связки
материнка на ASUS i845PE + Radeon 9200SE на данный момент составляет
примерно (70$+45$)~ 115$. Стоимость рассмотренной материнской платы
~90$. При таком раскладе (разнице в 25$) интегрированное решение,
по-моему, вполне конкурентоспособно и может рассматриваться как
реальный и заманчивый вариант для офисных и бюджетных систем.
В следующей (второй) части обзора будут рассмотрены вопросы влияния
FSB на производительность 9100 IGP, вопросы качества картинки и
вопросы проблемности в играх.