На этом техническая часть статьи заканчивается, далее следует
скорее лирическая. Те, кто часто посещает конференцию на IXBT, в следующем разделе,
думаю, найдут мало нового.
Надо сказать, что за несколько месяцев (начиная примерно февраля
2001-го) ATI серьезно улучшила качество своих драйверов, за этот период устранено
довольно много проблем в различных играх и работа по улучшению драйверов продолжается.
Некоторые проблемы, однако, все еще остались. Это в основном проблемы с туманом
(Need For Speed 5, Quake III карта q3tourney5). Хотя если вы об этом не знаете, скорей
всего вы этого не заметите (особенно это касается проблем с туманом в Quake III в динамике).
Карточки же на чипах GeForce2, в свою очередь, плохо совместимы со
звуковыми картами на чипах от компании YAMAHA (в частности, в стенде именно такая звуковая
карта). Проявляется это в виде мусора на кнопке "Пуск" = "Start" и порче изображения иконок
в системном трее. Это вина драйверов, поскольку в детонаторах. 5.хх этой ошибки нет.
Последняя версия драйверов (12.41) проблемы не решила, что печально, поскольку звуковые
карточки на чипах YAMAHA весьма популярны. Хоть они и не так известны, как Sound Blaster,
но, пожалуй, более распространены в силу невысокой цены, низкого уровня шумов и прекрасного
качества воспроизведения midi-файлов. Заставлять пользователя выбирать, чем пожертвовать,
не очень хорошо.
Дополнение от 22.07: к нам поступила информация, что проблему совместимости
можно решить отключением синтезатора YAMAHA или удалением кое-каких файлов. Это интересный
способ, хотя он и ведет к уменьшению функциональности звуковой карты. Подтвердить или
опровергнуть это мы пока не можем.
Кроме того, последние версии драйверов немного медленней (2-3%) в
"старых" играх. Хотя это не так существенно, скорости GeForce2 вполне хватает, для того,
чтобы этой потери не ощущалось. Впрочем, будем объективны, это касается и последних
бета-версий драйверов Radeon.
Будем надеяться, что та неприятная ситуация с Mersedes-Benz Truck
Racing "лечится" установкой патча к игре. Так же хочется верить, что не будет проблем
с другими играми, не подозревавшими, что NVidia выпустит детонаторы 12-й серии. Надеемся,
что детонаторы 24-й версии, дабы подчеркнуть свою исключительность и "заточенность" под
DirectX9, вдруг не перестанут сотрудничать c играми, написанными в эпоху DirectX8, в общем,
что у пользователей этих (и любых других) видеокарт в будущем проблем с совместимостью не
возникнет.
Обе компании интенсивно дорабатывают свои OpenGL-драйвера, добавляют
поддержку новых расширений, декларируют новые технологии на их основе, пытаются заинтересовать
разработчиков в разработке новых игр с поддержкой этих расширений. Все это не может не радовать,
правда, хотелось бы, чтобы они как-то координировали свои действия. Если бы эти расширения
поддерживались совместно и возводились в ранг стандарта, у разработчиков была бы уверенность,
что их игры, разработанные с поддержкой этих расширений, будут идти одинаково хорошо и на
Radeon-ах и на GeForce и на любых видеокартах других производителей.
В вопросе качества графики между этими видеокартами есть некоторые различия.
Radeon на данный момент не умеет совмещать трилинейную и анизотропную
фильтрацию, что впрочем, отрицательным образом на качестве графики почти не сказывается.
С другой стороны у Radeon-а есть более качественная реализация анизотропной фильтрации.
GeForce2 же, в свою очередь, умеет форсировать анизотропную фильтрацию
в Direct3D. Подробности можно прочитать в ежемесячном обзоре видеокарт на IXBT (3DИтоги).
К сожалению, на обеих картах включение анизотропной фильтрации ведет к
падению скорости, и чем выше качество фильтрации, тем падение существенней.
Есть мнение (субъективное, но с которым я сам солидарен), что цветовая
гамма в играх на Radeon-e несколько отличается от оной на GeForce2. Краски на Radeon-е кажутся
немного более яркими. Трудно сказать, плюс это или минус, кому-то нравятся более "приглушенные"
цвета, кому-то более яркие. К сожалению, на скриншотах зафиксировать это сложно, ибо картинка
на скриншоте (в плане яркости/контрастности/цветовой гаммы) довольно часто отличается от той,
что видно в игре.
Более яркая картинка присутствует также при проигрывании видео (DVD,
VideoCD, DivX). В этой области ATI считается признанным лидером. По моему субъективному мнению
просмотр видео (особенно DVD и VideoCD) на экране монитора с помощью Radeon-а - более приятное
занятие. Качество видеовыхода по компьютерным мерками у Radeon VIVO тоже довольно высокое, в
некоторых условиях оно даже приближается к тому, что можно увидеть с помощью специализированных
плат типа Hollywood +.
Тем, кто приобретает карточки на чипах GeForce2, следует помнить, что эти
карточки более требовательны к качеству и мощности блока питания (по нашим данным потребляют примерно
в 2 раза больше мощности). Кроме того, варианты видеокарт от некоторых производителей могут плохо
работать на материнских платах с не очень качественной поддержкой AGP или отличаться посредственным
2D. С этой точки зрения Radeon несколько более "демократичен" и предсказуем, кроме того, он лучше
ведет себя при экстремальном разгоне системы поднятием частоты системной шины из-за того, что может
работать на частоте AGP-шины до 115-120 Мгц.
Кроме того хотим предостеречь Вас от возможных проблем с качеством 2D графики
на GeForce2 Pro. Они никоим образом не относятся к экземпляру, попавшему на тестирование. Этот
экземпляр GeForce2 Pro обладает кристально четкой картинкой в 2D, ничем не уступающей в четкости
картинке на Radeon-е вплоть до 1280х1024х32х85Гц. В более высоких разрешениях сказывается отрицательное
влияние 17" монитора, оценить 2D видеокарты нет возможности. Однако стоит заметить, что именно этот
экземпляр (ASUS V7700Pro 64) стоит сейчас в наших условиях около 300$, что явно выходит из обсуждаемого
диапазона. К сожалению, нет гарантии, что все карточки GeForce2 Pro диапазона 200$ будут обладать
сходным 2D, ибо запуск в продажу на "серый" рынок недоделанных (и потому дешевых) ревизий чипов,
которые потом возращаются к потребителям в некачественых и дешевых "noname"-картах, все это стало,
к сожалению, входить у NVidia в привычку (еще свеж в памяти список ревизий чипа GeForce3, но это,
правда, относится уже к другой теме). При этом уже в привычку вошло обвинять во всем производителей
видеокарт. В общем, если вы обладатель хорошего монитора c диагональю 17"-19" и для вас критично
качество 2D в высоких разрешениях, к тому же вы хотите сэкономить, купив относительно дешевую
видеокарту на чипе GeForce2 Pro, то стоит покупать ее только с возможностью "money back".
|