Герой нашего времени - Sapphire ATI Radeon X800 GTO2 Limited Edition
256 MB VIVO PCI-E.

 

Дмитрий Люкшин (Tester)

15.03.2006

 

 

 

Предисловие.

Недавно в рамках проекта Radeon.ru было принято и воплощено в жизнь решение об открытии постоянно действующей тестовой лаборатории. Предлагаем вашему вниманию статью, написанную по результатам первого теста, проведенного в нашей лаборатории.

 

Введение.

Ещё совсем недавно, в статье "Последние из Могикан", мы задумывались, что же будет происходить в сегменте Mainstream Performance в ближайшем будущем, и выйдут ли новые высокопроизводительные продукты с интерфейсом AGP. Тогда мы решили, что появление новых высокопроизводительных видеоадаптеров для шины AGP - дело маловероятное. Однако, как показало время, мы ошиблись. Компания nVIDIA выпускает новый видеоадаптер, призванный заменить на Олимпе хорошо нам знакомые GeForce 6800 GT и 6800 GS - GeForce 7800 GS, основанный на чипе G70 и оснащенный 16 пиксельными и 6 вершинными конвейерами - и практически сразу же после анонса варианта PCI-E анонсируется AGP-версия, чего, признаться, мы не ожидали.

GeForce 7800 для шины AGP на 5-25% (в различных приложениях) быстрее, чем победитель нашего прошлого тестирования, ATI Radeon X850 XT PE, который основан на уже снятом с производства чипе R480 / R481. Бывший король графики (как в исполнении AGP, так и PCI-E), ATI Radeon X850 XT PE, всё ещё поставляется в небольших количествах, но основная масса оставшихся чипов R480, а также R423 и R430, идёт на выпуск менее мощных, но, очевидно, более привлекательных для покупателей по соотношению цена/производительность видеоадаптеров ATI Radeon X800 GT/GTO/GTO2. Однако, следует отметить, что у варианта GTO2 есть заметное преимущество перед остальными - существует возможность разгона и использования четырёх изначально отключенных конвейеров (иногда их и не отключают вообще) и переделки видеоадаптера чуть ли не в ATI Radeon X850 XT.

Именно о таком видеоадаптере, его переделке и о том, что из этого получилось, пойдёт речь в нашей статье. Видеоадаптер Sapphire ATI Radeon X800 GTO2 Limited Edition VIVO PCI-Express с 256 МB памяти типа GDDR3 c предоставлен компанией Sapphire.

 

Sapphire.

Компанией Sapphire представлена вся линейка видеокарт ATI, начиная от начальных решений уровня X300 HM и заканчивая самым мощным на сегодня видеоадаптером X1900 XTX. Продукция Sapphire серии ATI Radeon X800 имеет очень привлекательные характеристики, как для обычных пользователей, так и для любителей разгона - во всей серии ATI Radeon X800 используется широкая 256-битная шина памяти. Системы охлаждения устанавливаются самые разные: это может быть как стандартный, базовый вариант, так и абсолютно бесшумное пассивное охлаждение (Ultimate), встречается и весьма мощное, аналогичное с видеоадаптерами ATI Radeon X850 XT (FireBlade).

С недавнего времени компания Sapphire также начала выпускать неплохие материнские платы серии PURE, основанные на чипсетах Xpress 200 (RD400 для процессоров Intel и RD480 для AMD). К сожалению, таких плат очень мало и они не очень часто встречаются в продаже, что в известной степени связано с проблемами южного моста SB450. Альтернативу в виде мостов ULi M1573/M1575 производители ставят охотно, но существуют проблемы с доступностью этих чипов. Видимо, в большем количестве платы Sapphire на чипсетах ATI появятся только после выхода северных мостов RD500 и RD580 и нового южного моста SB600.

 

Герой нашего времени: ATI Radeon X800 GTO2 Limited Edition 256 MB VIVO PCI-E.

Видеокарта поступила к нам на тестирование в Retail упаковке.

Коробка
кликните по картинке для увеличения [46 KB]

 

Комплект поставки
кликните по картинке для увеличения [47 KB]

 

  • адаптер-разветвитель для HDTV и VIVO
  • кабель S-Video
  • HDTV кабель и переходник
  • один 15-pin DVI/D-Sub переходник
  • кабель для подключения дополнительного питания
  • компакт-диск с драйверами и фирменной утилитой triXX
  • компакт-диск с лицензионной версией программы PowerDVD 6
  • DVD "Sapphire Select"
  • руководство пользователя по установке и эксплуатации видеокарты на 6 языках

Лицевая сторона
кликните по картинке для увеличения [51 KB]

 

Оборотная сторона
кликните по картинке для увеличения [57 KB]

 

Лицевая сторона без системы охлаждения
кликните по картинке для увеличения [650 KB]

 

Оборотная сторона без системы охлаждения
кликните по картинке для увеличения [724 KB]

 

Дизайн платы полностью соответствует референсному варианту платы ATI Radeon X850 XT. Карта оснащена двумя выходами DVI и чипом Rage Theater, посредством которого обеспечиваются функции видеоввода (вывод скорее всего реализуется основным чипом). Охлаждение достаточно эффективное и, на наш взгляд, не должно препятствовать разгону. Без изменения напряжения питания, разумеется. Увеличение напряжения питания резко увеличивает потребление энергии, и стандартных методов охлаждения оказывается совершенно недостаточно.

Надо отметить, что нам в руки попал видеоадаптер GTO2 с уже активными 16 конвейерами, хотя, приобретая видеоадаптер произвольно взятого производителя из серии ATI Radeon X800 GTO, следует уверенно рассчитывать лишь на 12 конвейеров. Список производителей и моделей видеоадаптеров, приобретая которые можно рассчитывать на разблокирование всех 16 конвейеров, невелик. По нашим данным, кроме Sapphire X800 GTO2 в этот список входят Connect3D X800 GTO и PowerColor X800 GTO 16. Тестовыми программами наш видеоадаптер определялся как ATI Radeon X800 XL.

Кроме того, как мы выяснили, нас ожидал еще один приятный сюрприз: на самом деле, чип, установленный на видеоадаптере - не базовый для ATI Radeon X800XL процессор R430, а обладающий более высоким частотным потенциалом R480! Кстати, в свое время именно на ядре R480 ставились рекорды разгона: с применением хорошего охлаждения и вольтмода можно покорить частоту 600 МГц и даже подняться выше, если очень повезёт. В обычных же условиях и без применения экстремальных систем охлаждения частота этого GPU обычно без особого труда доводится до 550 МГц, что весьма и весьма неплохо: прирост частоты в этом случае составляет 37,5%.

 

Стандартные частоты функционирования всех GPU и памяти на видеоадаптерах серии X800/X800 GTO - 400 МГц / 490(980 DDR) МГц.

На плате установлена память типа GDDR3 производства Samsung в упаковке FBGA 144 ball. Маркировка памяти имеет вид K4J55323QF-GC16, где суффикс "GC16" описывает округленный минимальный период следования тактовых импульсов в 1,6 нс, что, как несложно рассчитать, соответствует максимальной частоте синхронизации 625 МГц, однако, по данным изготовителя реальная рабочая частота этих микросхем памяти - 600 МГц. Следовательно, нужно понимать, что 1,6 нс - это округление, опираться следует именно на заявленную изготовителем частоту.

 

Качество 2D традиционно отличное, тут просто не о чем говорить. Видеоадаптеры ATI всегда славились великолепным качеством изображения.

Характеристики

Основные характеристики Radeon X800GTO2

Графический чип R480
Техпроцесс, мкм 0.13 low-k
Число транзисторов, млн 160
Частота, МГц 400
Ширина шины памяти, бит 256 bit
Тип памяти GDDR3
Объем памяти, МБ 256Mb
Частота памяти, МГц 980
Пропускная способность памяти, ГБ/с 30,6
Число пиксельных конвейеров 12(16)
Число вершинных конвейеров 6
Скорость закраски, млн. пикселей/с 4800(6400)
Скорость заполнения, млн. сэмплов/с 4800(6400)
Аппаратная поддержка DirectX версии 9.0b
Версия пиксельных шейдеров 2.0b
Версия вершинных шейдеров 2.0
Интерфейс PCI-E 16X

 

Включение конвейеров и разгон.

Несмотря на то, что изначально все карты класса GTO2 производства Sapphire были основаны на чипе R480, с недавних пор на эти видеокарты стали устанавливать более дешёвые GPU R430, разгонный потенциал которых заметно меньше, их частотный потолок в среднем не превышает 450 МГц.

Мы не рекомендуем покупать для целей разгона видеоадаптеры Sapphire ATI Radeon X800 GTO2 с чипом R430. Обратите внимание, видеокарта на его основе имеет текстолит синего цвета, упрощённую систему питания (хорошо заметный внешний признак - видеоадаптер не оснащён дополнительным коннектором питания).

Как показывает практика, обычный, 12-конвейерный видеоадаптер ATI Radeon X800 GTO с чипом R423 / R480 при разгоне покажет более высокие результаты, чем 16-конвейерный ATI Radeon X800 GTO2 R430.

Что касается Device ID, то для всех PCI-E ATI Radeon X800 его можно изменять от младшей карты к старшей и наоборот. Например, видеопроцессор R430 при прошивке DID от ATI Radeon X850 XT PE начинает определяться как R480, и у видеоадаптера даже появляется небольшая прибавка производительности за счёт дополнительных оптимизаций драйверов, но на разгонном потенциале GPU это никак не сказывается. Для модификации лучше использовать родной BIOS. При использовании прошивки от ATI Radeon X850XT PE может увеличиться разгонный потенциал памяти (за счёт менее агрессивных таймингов), но в некоторых случаях теряется стабильность. Коллекцию BIOS'ов можно посмотреть на сайте techPowerUp

  • Оригинальный BIOS для 16-конвейерного режима видеоадаптеров ATI Radeon X800 GTO2 можно скачать здесь. Вариант для 12-конвейерного режима ATI Radeon X800 GTO2 - здесь.
    Можно скачать и модифицированный вариант BIOS для полномасштабной переделки ATI Radeon X800 GTO2 в ATI Radeon X850 XT (520/540). (Для внесения модификаций использовалась утилита Rabit 1.7.)

Для прошивки и включения конвейеров можно использовать следующие методы:

  • Flashrom16
    Прошивается со следующими параметрами:
    flashrom -p 0 bios.bin -f
  • AtiFlash 3.10
    Параметры прошивки:
    atiflash -p 0 bios.bin -newbios
    Для включения конвейеров параметр -newbios обязателен!

В нашем эксперименте использовалась утилита AtiFlash 3.10, как самая новая из имевшихся у нас программ для выполнения прошивки BIOS видеоадаптеров ATI, думается, что для выполнения этой процедуры можно рекомендовать и уже вышедшую AtiFlash 3.12, которой, к сожалению, не было в нашем распоряжении на момент проведения эксперимента.

 

Достигнутые результаты:

Максимальные частоты, на которых видеоадаптер уверенно запускался, составили после переделки 530/610 МГц. Если память разогналась вполне предсказуемо, и достигнутый результат оказался даже несколько выше обещанных производителем 600 МГц, то GPU, к сожалению, не дотянул до версии ATI Radeon X850 XT PE, хотя и всего каких-то 10 МГц. При нахождении максимальной частоты GPU с использованием ATI Tray Tools - сразу же после достижения температуры GPU в 59 градусов Цельсия - система намертво зависала, хотя намёков на артефакты не было. Однако, в менее экстремальных режимах, на частотах 520/540 МГц (уровень ATI Radeon X850 XT без "PE") сохранялась полная стабильность. При прогоне 3DMark05 в течение часа не было выявлено ни одного артефакта. Таким образом, успешный разгон (при сохранении полной стабильности системы) дал увеличение частоты в 30% для самого GPU и чуть более 10% для памяти.

  • Стоит отметить, что разгонный потенциал у нашей подопытной видеокарты, конечно же, не исчерпан. Для достижения большей частоты чипа/памяти можно прибегнуть к увеличению напряжения питания, но в этом случае уже не обойтись стандартной системой охлаждения. Мы рекомендуем использовать высокоэффективные воздушные кулеры Zalman VF-700Cu или Ice Hammer.

 

Тестовая платформа.

Аппаратное обеспечение:

  • процессор AMD Athlon 64 4000+ San Diego Stepping E4 (2400 МГц, 12*200 MHz, 1MB)
    Этот процессор, хотя и не является старшей моделью в семействе процессоров AMD (напомним, что старшие модели семейства имеют индексы 4800+ и выше), но, тем не менее, обладает достаточно высокой производительностью, для того, чтобы полностью использовать возможности видеоадаптеров класса Mainstream Performance.
  • материнская плата MSI K8N SLI (nForce 4 SLI)
  • оперативная память 2x512 MB Hynix D43 DDR400 (400 МГц, 2.5-3-3-7 1T)
  • жёсткий диск 80 GB Seagate Barracuda VII ATA-100
  • блок питания 450 Вт FSP-450PAF

 

Видеокарта:

    Тесты проводились в режимах видеокарты 12*1 400/490 (соответствует X800 GTO и первым GTO2) и 16*1 520/540 (соответствует X850 XT). В режиме с частотами 530/610 МГц тестирование не проводилось.

  • ATI Radeon X800 GTO2 Limited Edition VIVO PCI-Express 256 MB 256 bit R480 (400 МГц / 490 МГц)
  • ATI Radeon X800 GTO2 @ ATI Radeon X850 XT 256 MB 256 bit R480 (520 МГц / 540 МГц)

 

Программное обеспечение:

  • Windows XP SP2
  • DirectX 9.0c (4.09.0000.0904)
  • nForce4 driver nForce4_x16_6.85
  • Catalyst 6.1 сборка 29602
  • Catalyst Control Center 6.1 сборка 29602

 

Тестовые приложения:

  • 3DMark03 (v340)
  • 3DMark05 (v1.2)
  • 3DMark06 (v1.02)
  • Doom 3 (v1.0.1262)
  • Quake 4 (v1.0.5.0 beta)
  • F.E.A.R. (v1.01)
  • Serious Sam 2 (v2.62)
  • Far Cry (v1.4 beta)
  • Half-Life 2 Lost Coast

 

Настройки драйвера.

Catalyst 6.1
Antialiasing settings = Off / AA4x / AA6x
Anisotropic filtering = Off / AF16x
Temporal AA = Disabled
Ataptive Antialiasing = Disabled
Catalyst A.I. = Standart
MipMap Detail Level = High Quality
Wait for Vertical Sync = Always Off
Geometry instancing = On
Support DTX texture format = On
Alternate Pixel Centers = Off
Triple Buffering = Off
Force 24bit Z-buffer depth = On

 

  • Для управления настройками драйвера использовался Catalyst Control Center.
  • В каждой игре был установлен максимально возможный уровень детализации.
  • Для управления полноэкранным сглаживанием и анизотропной фильтрацией использовались возможности, предоставляемые играми и приложениями; при отсутствии таковых нужный режим устанавливался из драйвера видеоадаптера.

 

Результаты тестов

3DMark03

3DMark03
кликните по картинке для увеличения [159 KB]

 

 

 

В разрешении 1024x768 общая прибавка производительности составила 21%, в разрешении 1280x1024 - 24%, что вполне предсказуемо, 30% разгона видеоадаптера и 10% разгона памяти позволяли рассчитывать как раз на примерно такой прирост производительности.

 

3DMark05

3DMark05
кликните по картинке для увеличения [103 KB]

 

 

 

Итого получаем прирост в 27% при разрешении 1024x768 и 29% - в разрешении 1280x1024.

 

3DMark06

3DMark06
кликните по картинке для увеличения [141 KB]

 

Остановимся на версии 3DMark 2006 более подробно.

Первое, что следует отметить - это изменившееся стандартное разрешение, теперь оно составляет 1280x1024, что вполне понятно, ведь именно это разрешение является стандартным для наиболее массовых сегодня 17" жидкокристаллических мониторов. Кроме того, тесты стали на порядок более сложными: количество полигонов в кадре в среднем равняется полутора миллионам, усложнены шейдерные эффекты, добавлено больше света. Появились два теста с поддержкой SM3.0 и HDR (High-Dynamic Range).

Конечный результат 3DMark06 складывается из трёх промежуточных, и теперь учитывается также производительность процессора:

  1. SM2.0 Score
  2. CPU Score
  3. HDR / SM3.0 Score

Отметим, однако, что степень влияния процессорных тестов на общий зачёт невысока. Тем не менее, при использовании двухъядерного процессора общий результат был бы несколько выше, так как CPU-тесты работают в многопоточном режиме, да и последние версии драйверов ATI Catalyst оптимизированы для работы именно с двухъядерными процессорами.

 

 

Тесты SM2.0 представляют собой Return to Proxycon и Firefly Forest, взятые из 3DMark05. Шейдеры в них были сильно переработаны, добавлены новые эффекты. Картинка стала заметно более сложной и реалистичной.

 

Return to Proxycon

Новая версия Return to Proxycon использует более сложные шейдеры освещения, значительно больше источников света, новые алгоритмы теней и текстуры большего разрешения.

Cлева старый вариант, справа новый:

Return to Proxycon 2005
кликните по картинке для увеличения [119 KB]

 

Return to Proxycon 2006
кликните по картинке для увеличения [128 KB]

 

Сравнив результаты видеоадаптеров в 3DMark05 и 3DMark06, можно приблизительно оценить увеличение сложности тестов. Если в 3DMark05 на ATI Radeon X850 XT мы видели около 28 FPS в первом тесте и 19 FPS во втором, то здесь результаты составили всего около 10 FPS, т.е., тесты стали в 2-3 раза более сложными…

В целом, перепрошивка BIOS и разгон принесли в общем зачёте прибавку производительности в 28% при разрешении 1024x768 и 30% при разрешении 1280x1024, что соответствует степени разгона GPU с 400 до 520 МГц и включению 4 конвейеров. Небольшой, всего лишь 10%-ый разгон памяти практически не повлиял на производительность, что позволяет сделать вывод о значительно большей расчетной нагрузке в тестах 3DMark06 при незначительно увеличившихся требованиях к пропускной способности памяти.

 

Doom 3

Doom 3
кликните по картинке для увеличения [110 KB]

 

 

Quake 4

Quake 4
кликните по картинке для увеличения [83 KB]

 

 

Как в Doom 3, так и в Quake 4, ATI Radeon X850 XT выигрывает у 12-конвейерной ATI Radeon X800 GTO2 чуть больше 30%. После переделки можно вполне комфортно играть в режимах 1024x768 MSAA 4x и 1280x1024 без MSAA.

 

Far Cry

FarCry
кликните по картинке для увеличения [106 KB]

 

 

 

 

Прибавка производительности опять-таки составляет в среднем 30%. Карта ATI Radeon X850 XT позволяет играть, сохраняя комфортные FPS, даже в разрешении 1280x1024 с включённым MSAA 6x.

 

Serious Sam 2

Serious Sam 2
кликните по картинке для увеличения [264 KB]

 

Demo2 представляет из себя большое открытое пространство с большим количеством растительности. Основная нагрузка ложится на вершинные процессоры, и, соответственно, здесь прибавка производительности в 30% объясняется в большей степени не увеличением количества конвейеров, а поднятием частоты GPU.

 

Demo3, наоборот, использует много шейдерных эффектов, но производительность сильно упирается в центральный процессор. Лишь только при активации MSAA видна значительная разница.

 

FEAR

FEAR
кликните по картинке для увеличения [69 KB]

 

Прибавка производительности до 40%, но комфортные FPS сохраняются только в разрешении 1024x768, без использования Soft Shadow (мягкие тени).

 

Half-Life 2 Lost Coast

Half-Life 2 Lost Coast
кликните по картинке для увеличения [128 KB]

Half-Life 2 Lost Coast впервые принимает участие в тестировании на нашем сайте, поэтому остановимся на нем более подробно.

Half-Life 2 Lost Coast - это технологическая демо-версия из эпизода Half-Life 2 Aftermath, который является логическим продолжением Half-Life 2. Демо демонстрирует красоту технологии HDR (High-Dynamic Range) и состоит всего из одного уровня. 25-30 минут геймплея позволят насладиться всеми красотами обновленного движка Source. Технология HDR в разных играх реализована несколько по-разному, и в понимании Valve HDR состоит из:

  • Blooming. Создает эффект размытия на ярких гранях. Именно эту возможность добавляли в другие приложения, и её часто по ошибке принимают за полную реализацию HDR.
  • HDR Skybox. Наложение нескольких экспозиций неба для реализации эффекта смены экспозиции в реальном времени.
  • HDR Cube Maps. Использует HDR Skybox в связке с источниками HDR освещения и картами HDR освещения и позволяет оттенку объекта, возникающему при падении на предмет света, отраженного от других объектов, отображаться в наиболее точном соответствии с яркостью источника света.
  • HDR Water Reflection/Refraction. Везде, где отражение от источника света крайне ярко, появляются "белые горячие" пятна, с Blooming эффектом на воде. Подобный эффект может проявляться, например, когда из-под воды смотришь на солнце.
  • HDR Refraction Effect. HDR свет проходит через преломляющие материалы и принимает свойства этих материалов.
  • HDR Light Maps. Карты света, сгенерированные при помощи эффекта Radiosity (свет не только отражается от объектов и попадает в глаз наблюдателя, он также отражается от объектов, попадает на другие, и только затем - в глаза наблюдателя), с принятием во внимание скачков света/глобального освещения.
  • HDR Light Sources. Несжатые источники света, предоставляющие широкий диапазон яркости/насыщенности света.
  • Exposure Control. Реализует эффект "приспособления зрения", позволяющий увидеть различную степень детализации в темных сценах по сравнению с засвеченными областями.

HDR движка Source работает на любой видеокарте, поддерживающей PS2.0 и выше. Также доступен совместный режим HDR со сглаживанием (MSAA). Для сравнения: HDR в FarCry состоит только из эффекта Blooming, режим HDR + MSAA реализован в патче 1.4 beta, и только для серии X1k.

 

Даже без активации HDR 12 конвейеров явно недостаточно, чтобы комфортно играть в разрешениях свыше 1024x768. Увеличение производительности в полтора раза только за счет включения дополнительных конвейеров (до 16 конвейеров) и более высокие частоты уже позволяют устанавливать MSAA 6x при разрешении 1024x768 или выставлять разрешение 1280x1024 без MSAA.

 

Как видите, после включения HDR FPS падает в среднем на 20% и комфортно играть можно только на ATI Radeon X850 XT без MSAA. Здесь не хватает не только вычислительной мощи GPU, но, кажется, еще и объема видеопамяти.

 

Выводы.

Прибавка производительности после переделки видеокарты составила в различных приложениях от 20% до 40%, что, как указывалось выше, соответствует степени разгона видеоадаптера и задействованию 4 конвейеров. ATI Radeon X850 XT, в который был переделан наш GTO2, является практически самой старшей моделью серии ATI Radeon X8x0, не считая очень дорогого и дефицитного варианта ATI Radeon X850 XT Platinum Edition. Однако, следует отметить, что при замене стандартной системы охлаждения на более эффективную и увеличении напряжения питания с большой степенью вероятности удастся достичь и, возможно, даже перекрыть результаты ATI Radeon X850 XT версии Platinum Edition.

  • Использование дополнительного разъема питания совершенно необходимо(!), потому что без дополнительного подвода питания потребление видеоадаптера после перепрошивки и разгона превышает возможности шины PCI-E.

Производительности 16 конвейеров на довольно высокой частоте хватит практически для любого 3D-приложения, и, учитывая цену, которая составляет в среднем около $220, остаётся констатировать, что конкурентов у GTO2 остается мало. Единственный минус у данного продукта - это поддержка HDR, отличная от той, что впервые организовала nVIDIA, и чаще всего использующейся разработчиками 3D-графики. Также не будем забывать про относительно низкую скорость в OpenGL, по сравнению с видеокартами конкурента. Но OpenGL игр не так много, и даже там мы видим довольно играбельные FPS.

Плюсы:

  • отличная производительность
  • относительно низкая цена
  • наличие дополнительного питания (относительно обычной X800 GTO)
  • отличное качество 2D

Минусы:

  • отсутствие поддержки SM3.0 и HDR с точностью вычислений FP16
  • относительно низкая скорость в OpenGL по сравнению с видеокартами конкурента

 

Заключение.

Что же купить? Стоит ли сегодня вкладывать деньги в ATI Radeon X800 или следует выбрать более современное решение, например, на базе R5xx GPU? Попробуем ответить на этот непростой вопрос.

Пользователи, имеющие возможность купить ATI Radeon X800 GTO2, стоят перед выбором: высокая производительность без поддержки SM3.0 и HDR (FP16) при относительно низкой цене, или же поддержка SM3.0 и HDR (как у nVIDIA) у видеоадаптера уровня ATI Radeon X1600 XT, относящегося к той же ценовой категории, но производительность которого в приложениях, не использующих активно PS 2.0b/3.0, оставляет желать лучшего. Тем не менее, игр с поддержкой HDR и SM3.0 становиться всё больше, так что в перспективе X1600 может оказаться вполне конкурентноспособным вариантом.

Что касается X1600, он имеет 4 конвейера и 12 блоков пиксельных шейдеров (формула 4*3), и, соответственно, тягаться с 16 конвейерами и 16 блоками пиксельных шейдеров (формула 16*1) X800 в большинстве случаев не может.

Так же, как на вполне достойный вариант, можно обратить внимание на видеоадаптер nVIDIA GeForce 6800 GS, основанный на чипе NV42 (выполненному по 0.11 мкм техпроцессу, что позволяет надеяться на его разгон до 500-550 МГц) с конвейерной формулой 12*1. Выбрать довольно сложно, в случае ATI Radeon X800 GTO2 и 6800 GS это вообще практически дело индивидуальных предпочтений, так как по скорости эти карты примерно равны, с незначительным перевесом в ту или иную сторону в различных приложениях (как известно - видеокарты nVIDIA быстрее работают с играми написанными под OpenGL, на стороне ATI высокая скорость работы с пиксельными шейдерами 2.0 и меньшая потеря скорости в "тяжелых" режимах).

Можно провести и обратную аналогию: в своё время многие выбирали между 9500 256 bit (DirectX 9.0) и GeForce Ti4200 (DirectX 8.0). ATI выпускала всё новые и новые версии драйверов, производительность росла, и продукт от nVIDIA уже не мог соперничать с прогрессивным 9500 256 bit.

В общем, мы считаем, что ATI Radeon X800 GTO2 на сегодня можно уверенно покупать, ведь поддержка HDR сегодня и в ближайшем будущем - не самое главное. К тому же точного представления о спецификациях HDR всё ещё нет, поэтому организована эта технология везде по-разному.

В принципе, High-Dynamic Range (как аппаратная технология) - это исключительно маркетинговый термин, впервые использованный nVIDIA. Формат рендеринга FP16 (64-битное представление цвета с плавающей запятой) и носит это гордое название. Программисты из Valve смогли организовать полнофункциональный HDR и без FP16, и, на наш взгляд, результат выглядит гораздо приятнее, нежели аппаратная реализация, использованная в FarCry или Serious Sam 2.

При этом обращаем ваше внимание на весьма существенную деталь. Если вы всё-таки решились купить ATI Radeon X800 GTO2, то поторопитесь: видеокарт, использующих R480, становится всё меньше, а карты на основе чипа R430 не имеют столь впечатляющего разгонного потенциала.

 

 

 


 

 

Спасибо компании Sapphire и лично Константину Мартыненко за предоставленную видеокарту Sapphire ATI Radeon X800 GTO2 Limited Edition 256 MB VIVO PCI-E.

Отдельное спасибо компании AMD за предоставленный процессор Athlon 64 4000+, и компании MSI за предоставленную материнскую плату MSI K8N SLi.

 

 


Обсудить в конференции.

 

 

 

Редакция:
Вайцман Илья (Stranger_NN)
Фото:
Роман Евсеев (Dave Ripper)
Вёрстка:
Александр Ефимов (IdeaFix)


На главную страницу

Главная | Справочник | FAQ | Статьи | Загрузки | Контакты | Конференция

Логотипы, торговые марки и прочие зарегистрированные знаки принадлежат их правообладателям.
Copyright © 2001 - 2017, Radeon.ru Team.
Перепечатка материалов запрещена.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100