Повелители баса

 

Игорь Илларионов (NEW)

15.11.2005

 

 

 

Содержание

  1. Преамбула
  2. Герои дня
  3. Методика тестирования
  4. Результаты измерений
  5. Результаты прослушивания
  6. Заключение и выводы

 

Преамбула

Кто из нас не любит послушать хорошую музыку? А посмотреть хорошее кино в уютной обстановке? А какое может быть кино или музыка без настоящего баса? Или вы его еще не слышали? Забудьте о пресловутых «кинотеатрах в одной коробке», я тоже этого не люблю — лучше уж две хороших колонки, чем шесть никаких за ту же цену. Но поговорим о настоящих саб-басовых акустических системах, а не тех, что «из коробки».

В области низких частот существует очень много популярных мифов, живут они благодаря тому, что действительно глубокий бас мало кто слышал. Хотя в отличие от высоких частот, где слух деградирует и с возрастом, и по другим причинам, проблем со слухом здесь ни у кого не возникает. Способы обмана слуха существуют разные. Иногда, особенно это популярно в музыкальных центрах, добавляют характерный «выпуклый» мид-бас — горбик в области чуть выше 100 Гц, что маскирует отсутствие нижних частот. Это воспринимается как характерный попсовый звук: «бум» вроде бы и есть, но бас какой-то неполноценный. Впрочем, в этой частотной области энергии в музыке обычно много, и возросшее ее количество в области мид-баса компенсирует отсутствие нижнего. Также встречается компрессия динамического диапазона, это активно используется на FM-радио и в автомобильных системах (зачастую одновременно) — тихие звуки подтягиваются вверх, бас становится постоянным и назойливо гудящим, даже там, где он должен иногда исчезать — втискиваем в узкий динамический диапазон автомобильной системы больше звука. Однако есть и другое решение: воспроизвести бас полноценно, по возможности не исказив его, но тогда требуется приличный запас мощности и хороший излучатель, способный его переварить. Здесь на сцене появляются активные сабвуферы. Учитывая, что ни один широкополосный напольник не может полноценно заменить по-настоящему хороший специализированный громкоговоритель, работающий только на свою (узкую) полосу, не может обеспечить ни гибкость настройки, ни качество баса, ни минимизацию искажений, ни возможность переместить устройство в более подходящее место, не сможет разгрузить сам усилитель, это устройство заслуживает внимания.

Я и сам отношусь к тем, кто неравнодушен к качеству звука, вероятно, по этой причине у меня одновременно оказались два сабвуфера именитых марок — английской и американской, большой и маленький, мощный и компактный, в исполнении ЗЯ и ФИ. Их и хотелось бы вам показать. Итак, встречаем героев:

 

 

SVS PC-Ultra

SVS PC-Ultra (высота: 1020 мм, диаметр: 400 мм, вес: 31 кг), одна из самых дорогих моделей американской компании SVS, самая старшая модель в линейке цилиндрических сабвуферов. Каждый экземпляр имеет подпись конкретного инспектора, производящего приемку на производстве. Конструкция — фазоинвертор (ФИ), три цилиндрических порта, выходящие на верхнюю плоскость под решеткой-грилем. Формой представляет цилиндр, обитый объемной бархатистой тканью. Ткань позволяет существенно снизить уровень переотражений и корпусных вторичных излучений — приятная забота о качестве звука. В нижней части основания имеется встроенная тяжелая плита, на которую акустически нагружен динамик (работа враспор). Это позволяет не зависеть от поверхности, на которой установлен саб, и не передавать напрямую вибрации в пол — решение очень грамотное. Прямой звук излучается через щель между этой плитой и основной частью во всех направлениях. Динамик расположен непосредственно над щелью диффузором вниз. Громкоговоритель плотно втиснут в корпус, диаметр диффузора динамика 300 мм, корпуса — 400 мм. Объем вытесняемой при движении воздушной массы просто гигантский: глубина линейного хода диффузора по информации производителя достигает 3 дюймов, то есть 76,2 мм в метрических единицах. Об этом сабе ходят легенды, встречаются восторженные отклики от тех, кто его слышал, но до сих пор мало кому в России удалось его вживую пощупать. Хотя облизывающихся на это чудо враждебной техники достаточно. Данный саб является широкополосным без всяких скидок, по этой же причине безразличен к жанрам, он универсален и воспроизводит всё, что на него подают, одинаково легко и непринужденно. Имеет предельно низкий уровень собственных искажений, без труда выдает крайне высокие уровни звукового давления, способен работать даже на частотах, уходящих глубоко в инфразвук, за пределами восприниаего ухом диапазона частот. Собственно, позволяет выжать из звука практически всё, как в динамическом, так и в частотном диапазоне, причем за сумму, за которую столь универсальный саб, пожалуй, купить проблематично. Мощность встроенного в саб усилителя (класса H) — 500 Вт. Есть режим мягкого ограничения мощности, снижающий уровень искажений при запредельных пиках громкости.

 

REL Quake

Саб английской компании REL, легендарная модель REL Quake (253x294x272 мм, вес: 7,4 кг), это самый младший саб в линейке, компактный. Конструкция — закрытый ящик. Жесткий диффузор, динамик внизу, нагружен непосредственно в пол. Удивительно легкий корпус, от которого не ожидаешь чудес в музыке. Типичные отзывы об этом сабе в среде аудиофилов таковы: быстрый динамичный бас, не отстающий от музыки, легко уживается в помещении, хорош для музыки. Помимо низкоуровневого входа (используется, например, для подключения к ресиверу по LFE, есть переключатель на четыре позиции — с кроссовером и без, с фазой 0° и 180°) оснащен высокоуровневым входом с разьемом Neutrik Speakon (можно подключить на колоночные выходы усилителя, кроссовер в этом режиме неотключаемый). Среди аудиофилов считается очень удачной моделью и первым шагом на пути к настоящему басу.






Обе марки известны своей репутацией среди звуковых эстетов, оба саба считаются удачными в сравнении с множеством других, оба отмечены положительными отзывами меломанов и тестовых лабораторий.

Я понимаю, что прямое сравнение этих сабов неправомерно, их цена отличается в три раза, однако имеем то, что имеем, а познакомиться с такой техникой читателям все же наверняка интересно.

Ниже мы ознакомимся c результатами:
· измерений в помещении 10 м2
· прослушивания с усилителем в помещении 10 м2
· прослушивания с ресивером в помещении 60 м2

 

Методика тестирования

Сразу оговорюсь: средства для измерения далеко не идеальны, роль микрофона выполнял SPL-Meter RadioShak, комната использовалась самая что ни на есть обычная, а методика измерений только обкатывалась. Поводов для критики здесь предостаточно, хотелось бы и самому подойти к подобному материалу более обстоятельно, но класс точности измерительного оборудования должен значительно перекрывать возможности объекта измерения, к чему создавать некорректности?

Поэтому задачей, которую я попытался перед собой поставить, стал лишь замер АЧХ в наиболее благоприятных для каждого саба условиях, которые я смогу обеспечить им имеющимися средствами, контролируя это измерениями в реальном времени. На вход усилителя с выхода звуковой карты Aureal Vortex2 SQ2500 поступал розовый шум, генерируемый программой TrueRTA ver. 1.0. Отдельный комментарий по настройкам программы — напомню, очень часто измерения АЧХ проводятся с усреднением в треть октавы, то есть огромное количество пиков и провалов на графиках исчезает из поля зрения читателя, а график выглядит на удивление ровно, хотя на самом деле это не так. Хороший способ не заметить недостатки (а потом по их результатам заявить, что, дескать, все измерения — чушь собачья).

В моем случае настройки видны на скриншотах, частотное разрешение — в 1/24 октаву, для которого требуются очень большие вычислительные мощности, однако даже небольшие отклонения АЧХ уже попадают в поле зрения. Еще об одной известной уловке: АЧХ указывается без упоминания уровня, в пределах которого она приводится (имеем еще две бессмысленные цифры в паспорте). Прием нехитрый, но действует. Еще одна хитрость заключается в том, что для активной акустики приводится АЧХ встроенного усилителя. На выходе получаем запутавшегося покупателя — потребительская неграмотность эксплуатируется очень активно. Уж лучше видеть графики, где спад в децибелах читатель может увидеть и сам.

Низкоуровневый вход при измерениях не использовался, оба саба по очереди подключались к стереоусилителю Denon-1500R, к его выходам на акустику. На время тестирования второй саб выносился из комнаты, чтобы избежать резонанса подвижных систем. Основная акустика (сателлиты) при этом была отключена. Оба саба передвигались по комнате куда угодно и как угодно, до получения наилучших в этой комнате результатов, при этом активно задействовались все органы управления на самих сабах. Микрофон располагался на расстоянии 1 метр от саба, на высоте 40 см от пола (тяжелая дилемма, что же все-таки измерять — помещение или саб), далее подключался к той же звуковой карте, данные поступали в программу TrueRTA, в которой обрабатывались и усреднялись, таким образом контролировалась АЧХ саба. Дополнительно измерителем звукового давления контролировался его уровень. Решено было использовать каждый саб на полную катушку, то есть на уровне громкости, при котором он функционирует без особых затруднений. А вот затруднения оказались разными…

 

Результаты измерений SVS PC-Ultra

У каждого саба пришлось столкнуться со своими сложностями. Первой тестировалась SVS PC-Ultra. Первое затруднение: не выдерживала сама комната. Большинство предметов, способных отзываться на различные частоты, давно было уже зафиксировано, но я попытался дойти до уровня, где и они начали двигаться. В процессе тестирования с различных высот изредка начинали падать то коробки с дисками, то другие мелкие предметы. На определенном уровне начинал подрагивать уже и корпус компьютера, который в недостатке прочности до сих пор было трудно упрекнуть — толстая японская сталь, однако. Про ощущения соседей постараюсь скромно умолчать. Один знакомый, послушав саб, заметил, что попробуй я ночью сыграть в Doom 3 — соседи к утру уверуют в бога. Жестокая шутка… Давно известную мне проблему, звучащие от изгибных деформаций стекла в окнах, я вылечил проверенным способом: вставил по центру стекла, между внешней и внутренней рамой мягкую диванную подушку. Попутно приоткрыл форточку, чтобы избежать слишком высоких перепадов давления, воздействующих на большие стекла по соседству.

Панель настроек отдаленно напоминает рояль — количество регулировок для адаптации саба под помещение внушает уважение. Естественно, имеется полный комплект низко- и высокоуровневых входов и выходов, (строго говоря, наличие выходов я за плюс не считаю, но ими никто и не заставляет пользоваться). Помимо обычных регуляторов уровня усиления и частоты среза кроссовера (40-120 Гц), здесь имеется плавный регулятор фазы сигнала (используется для согласования с сателлитами, чтобы звуковая волна от саба и сателлитов приходила к слушателю одновременно, в первую очередь на частотах стыка/перекрытия) в диапазоне 0° - 180° (для использования диапазона 180° - 360° следует изменить взаимную полярность саба и сателлитов, например, поменяв местами плюс и минус у кого-то из них). На практике влияние этого регулятора выражено слабо, однако плавная регулировка фазы — как минимум, штука удобная. На панели имеются тумблер выключателя кроссовера (например, для случаев низкоуровневого подключения по LFE, когда используется bass-management ресивера), тумблер управления питанием (всегда включено/выключать при неактивности) и собственно выключатель питания. Также имеется переключаемый сабсоник-фильтр (с порогом 12, 16, 20, 25 Гц), отсекающий частоты, лежащие ниже басовых, в первую очередь, вероятно, для защиты динамика, во вторую — для легкой коррекции формы АЧХ внизу. Влияние на слух тоже слабое. Пример замеров на синусоиде:


И на сладкое — встроенный автономный параметрический эквалайзер, с регулируемыми частотой, уровнем подавления и добротностью. Добротность фильтра, если переводить на бытовой язык — это ширина полосы подавления, ее изменение позволяет вырезать либо более широкую зону на АЧХ, либо сосредоточиться на более узкой паразитной частоте, которую следует подавить, не затрагивая соседние. Учитывая, что помещения, в которых мы слушаем музыку, обычно далеки от идеала, в АЧХ неизбежно присутствуют пики и провалы, которые в низкочастотной области практически невозможно устранить без изменения геометрии помещения (средства, используемые на средних частотах, здесь попросту бесполезны), параметрический эквалайзер — крайне полезная вещь. Провалы в АЧХ, обусловленные геометрией комнаты прослушивания (там, где закачиваемая в помещение звуковая энергия, по сути, аннигилирует, то есть происходит взаимовычитание звуковых волн в определенных областях), скомпенсировать эквалайзером практически невозможно, это возможно исправить сменой местоположения саба и слушателя до состояния, где выбирается наименьшее из зол. А вот выбросы АЧХ подавить вполне реально, поэтому параметрик здесь работает только на подавление. Используя программу TrueRTA, возможно выставить АЧХ для системы координат саб-помещение-слушатель (применительно к конкретным точкам) достаточно эффективно. Что я и попытался сделать: выставил площадку от нижней частоты максимально вверх, не допуская выбросов выше опорного уровня.


 

Уровень звукового давления при этом был взят 96 dB (при измерении на розовом шуме), выше уже ощутимо подрагивали окна, а громкость была уже совсем дискомфортной (когда я, наконец, выключил генератор шума, в комнате раздался синхронный вздох всех присутствующих — на уши это давило более чем ощутимо, шум — не музыка, приятного в его прослушивании мало, вспомните шипение старого телевизора при отсутствии сигнала на антенне, звук примерно такой же).

 

Результаты измерений REL Quake

Теперь о втором участнике, REL Quake. Исследование показало, что данный саб эффективен лишь в узкой полосе частот. С одной стороны это облегчает настройку (полочку уже никто не требует, есть только горбик, который, по сути, и проявляет себя, когда на входе появляется басовая нотка, вписывающаяся в этот диапазон), именно в этой полосе в ряде случаев он может поддержать сателлиты, фактически несколько расширив воспроизводимый диапазон на нижних частотах. С другой стороны, такая узкополосность приводит к потерям части звуковой картины, что не может не огорчать.


 

На задней панели этого сабвуфера присутствует четырехпозиционный, по два положения фазы на каждый вариант (0°/180°), переключатель режимов Line/LFE (то есть с подключенным и отключенным кроссовером), регуляторы усиления для подключения по высокоуровневому и низкоуровневому входу, регулятор частоты среза кроссовера, а также переключатель режимов Depth/Slam (нормальный режим и «дискотечно-киношный» режим, во втором случае усиление смещается в область верхнего баса, он нас не интересует). Выключателя питания нет. Следует заметить, что нагрузка на усилитель активного сабвуфера при подаче на вход синусоиды и при подаче розового шума (Pink Noise) очень различается, если REL Quake без особых усилий выдерживал одиночную синусоиду 40 Гц при уровне звукового давления 94 dB (при уровне выше возникают проблемы, дриблинг самого динамика), то при подаче на вход широкополосного розового шума всего лишь на уровне 85 dB, фиксируемого автономным измерителем звукового давления (невзвешенный шум, характеристика C), усилитель в течение нескольких минут перегревался и отключался, срабатывала встроенная термозащита, а к области на панели с надписью «Quake» при этом невозможно было прикоснуться, она обжигала пальцы. Это очень затрудняло измерения, его приходилось выдергивать из сети электропитания, дожидаться щелчка, свидетельствующего об отключении термозащиты, после чего производить манипуляции заново. Слишком понижать уровень при измерении тоже было нельзя, так как фиксировать шум автомобилей за окном в мои задачи не входило. Конечно, в музыкальном сигнале примеры, когда все частоты поступают на вход одновременно, практически не встречаются, и обычно саб изредка воспроизводит лишь отдельные басовые нотки, не доводя встроенный усилитель до белого каления и не отключая его. В данном случае саб относится к категории узкополосных, и лишь его узкополосность обеспечивает возможность приемлемо работать с усилителем 100 Вт на музыкальном сигнале без перегрева.

В процессе регулировок и выбора оптимального места в комнате для саба было получено следующее — REL Quake нашел свое оптимальное место практически вплотную у узкой стены, лишь только там правый горб на диаграмме смог стать ниже левого (собственно, левый горб в большинстве других позиций вообще отсутствовал, а правый смещался к позиции 80-90 Гц и резко возрастал, на борьбу с ним ушло немало времени, пришлось перебрать массу вариантов для местоположения, так как других инструментов здесь нет). Углы в комнате были заняты, возможно, что там ему было бы лучше (бесплатное акустическое усиление, которое автоматом обеспечивается при приближении к углам, этому сабу явно требуется, как воздух). Собственно, в прилагаемой документации производителя это отражено (приведены +3 dB на каждую прилегающую к излучателю плоскость — это эквивалентно удвоению мощности усилителя, то есть при расположении саба в углу, где телесный угол сужается в 8 раз против подвешенного в пространстве состояния, акустическое усиление способно достигать +9 dB — эквивалентная мощность возрастает в 8 раз, или в 4 раза против расположения на бесконечном полу (работа в полупространство, ближайший физический эквивалент — рупор, где усиление возрастет пропорционально сужению зоны излучения). Кстати, это в той же степени распространяется и на слушателя — если сесть поближе к стене, то скорее всего получите бесплатное дополнительное усиление (этот эффект более очевиден на басах, где длина волны большая, то есть фазовая разница невелика). Скорее всего — по той причине, что в комнате всегда имеются места, где отраженные волны складываются или вычитаются, а они есть всегда, обычные средства звукопоглощения, эффективные на средних и высоких частотах, на нижних частотах не работают.

У SVS Ultra предпочтения оказались диаметрально противоположными — поближе к центру комнаты, подальше от стен (оказалось, инструментальный контроль привел меня практически в ту же точку, которую когда-то ранее я нашел на слух). Пришлось остановиться у края мягкого дивана, практически на продольной (длинной) оси комнаты, разделяя эту ось на два отрезка — 240 см и 130 см. Поперек от центра саба линия разделилась на отрезки 140 см и 115 см. На той же продольной оси расположился и Quake, только у стены (10 см от края), пространство для дальнейшего маневра в стороны далее было ограничено. Как можно заметить, размеры помещения крайне невелики, и для Ультры было бы желательно помещение попросторнее. Хотя даже здесь она оказалась на высоте. Само помещение заполнено массой предметов, есть небольшая ниша, здесь нет хотя бы двух плоскостей (стен и т.п.) с одинаковой отражающей способностью и поглощением, всё пространство имеет сложную геометрию.

 

Результаты прослушивания на стереоусилителе

Итак, закончили с нудной объективной частью, которая может помочь расставить все точки над i и частично ответить на вопросы о поведении данных сабов в реальной жизни, перейдем к чистому субъективу, то есть к личным впечатлениям от звука.

Посмотрим, как это выглядит на музыкальном сигнале. С сабом Quake на практике все не так грустно, как это выглядит на диаграммах. Для невысоких уровней громкости на спокойном музыкальном материале он смотрится достаточно неплохо — изредка бурчит, добавляя колорита в звук, но при увеличении уровня резко возрастают искажения, появляются неприятные призвуки и хлопки, а при дальнейшем повороте регулятора частоты среза кроссовера направо звук заметно окрашивается, становится жестким и неприятным. В моем случае на музыке желательно не поворачивать этот регулятор дальше, чем на треть поворота (позиция «31 Гц») — в этом случае саб воспринимается в музыке более естественно, изредка дополняет отдельными басовыми нотками звучание сателлитов, не мешая им. Но уже при подаче синусоиды 35 Гц, например, имеющиеся полочники JM Lab Chorus 707S воспроизводили этот сигнал мягче, на частотах выше разница становилась еще более заметной. Искажения на Хорусах были явно ниже, и в споре с Quake сателлиты побеждали, проигрывая ему лишь на частотах, где молчали уже сами.

Теперь о сабе SVS Ultra. Присматривающимся к Quake с Ультрой лучше заранее не сталкиваться — настолько разительна разница в звуке, когда один хороший саб просто меркнет при появлении превосходного. Конечно, разница в цене 3-4 кратная, однако насколько разительно в лучшую сторону отличается звук — это слышно буквально во всем! Весь диапазон могущей потребоваться громкости, от еле слышного звука до появления болевых ощущений Ultra перекрывает целиком; заполнение полосы нижних частот тоже полное; все возможные запросы пользователя по SPL (уровням звукового давления), ширине полосы воспроизводимых частот и ее корректности (неравномерностям) перекрываются полностью и являются заведомо достаточными, ни на какие компромиссы идти уже не приходится: быстрый бас, четкая атака, низкие искажения — все в наличии, куда лучше?

На совсем уж запредельных уровнях выше 110 dB при синусоидальном сигнале самых нижних частот (окна при этом приходится распахивать во избежание аварий) ФИ работает, как хороший вентилятор. Порты ФИ с обеих сторон имеют насадки с криволинейной формой, снижающей скорость воздушного потока и паразитные краевые процессы. В комплект входят также две поролоновые заглушки, позволяющие закрыть два порта из трех, при их использовании снижается нижняя граничная частота и общий характер звучания, это приближение к оформлению «закрытый ящик». Звучание становится другим, на мой взгляд, еще более интересным, хотя трудно сказать, кому-то может больше понравиться исходный вариант. Но при вставленных заглушках становится заметно другое: на предельных уровнях и определенных частотах оставшейся трубы становится недостаточно, подвижная система субъективно становится чуть более разбалансированной. Мне как-то при определенных настройках даже удалось наткнуться на один трек, где вся эта система весом в 31 кг начала передвигаться по наклонному полу — динамик там чертовски могучий, а раскачать такую махину — это зрелище многого стоит. Впрочем, это всего лишь мои попытки нащупать хоть какую-то слабину у этого аппарата (вспоминается анекдот про суперпрочную японскую бензопилу, которую наши умельцы сумели-таки угробить, подсунув ей рельсу; не буду уподобляться этим умельцам — саб действительно замечательный).

Перейдем к частотному диапазону. Этот саб не пропускает ничего мимо слушателя, удивительно ровная АЧХ даже в таком помещении обеспечивает очень комфортное звучание. Вероятно, нужен какой-то совершенно фантастический саб, которого я еще не слышал, чтобы мне пришлось изменить свое мнение о комфорте. Саб действительно безразличен к жанрам, играет одинаково чисто и аккуратно как в музыке, так и в кино. За то время, которое я с ним экспериментировал, я перебрал множество вариантов прослушивания. Поначалу я отнесся к нему предельно скептически — у меня же стереоусилитель, и полочники снизу по частоте подрезать не получится, так, чтобы переложить эти частоты на саб, почему же нижняя частота кроссовера всего 40 Гц? Позже оказалось, что этого вполне достаточно, да и 40 Гц здесь настоящие, а не просто нарисованные цифры, а еще позже я попробовал раздвинуть границы воспроизведения вширь и еще поэкспериментировать со звуковым материалом, в итоге был приятно удивлен — оказалось, работа на более широкую полосу такого громкоговорителя на слух очень приятна. Дело в том, что даже очень хорошие широкополосные сателлиты могут иметь ровную АЧХ в середине, однако в области нижних частот их АЧХ зачастую выглядит, как получится, бывает, что еще и сильно изрезана. Плюс здесь в процесс вмешивается помещение, которое обычно всё и портит.

 

Результаты прослушивания на ресивере

В последний момент получилось вывезти сабвуферы в другие условия и попробовать их на ресивере в помещении площадью 60 кв.м., где под полом и оснасткой лежали тяжелые железобетонные плиты, намертво залитые толстым слоем бетона. В комнате присутствовали огромный камин, тяжелая стойка с многоканальной аппаратурой и плазменным дисплеем, резонирующих предметов не было. Сателлитами выступили JM Lab Chorus 716S на фронтах, 700S — центр, 706S — тыл.

Поочередно к выходу LFE ресивера подключались SVS PC-Ultra и уже два сабвуфера REL Quake, расположенных поближе к углам. Впрочем, к паре маленьких сабов мы вскоре окончательно потеряли интерес и погрузились в прослушивание с участием одного, но большого, оставив ему широкий диапазон до 120 Гц и пустив все остальное на сателлиты. Удивительно, но при эффектном выходе тиранозавра из леса в начале красочного мультфильма «Динозавр» даже на этом совершенно инертном полу при подключенном сабе SVS PC-Ultra появлялось четкое ощущение, что пол вибрирует и опрокидывается то направо, то налево с каждым шагом этого чудовища. В этот момент, лежа спиной на ковре, начинаешь понимать, что фраза «пробирает до печенок» иногда может быть не метафорой. Средний уровень невзвешенного звукового давления в точке прослушиванияпри этом фиксировался порядка 110 дБ, казалось, что воздух рвется на куски, а мир рушится. Неожиданно яркие ощущения заставили нас сцену выхода этого монстра повторить несколько раз. Сцена массовой дорожной катастрофы в фильме «Пункт назначения 2» озвучивалась чуть менее зрелищно, однако ощутить мощь звуков от столкновений на Ultra можно было всем телом. Музыка звучала полновесно и насыщенно.

При использовании двух Quake некоторый довесок баса в кино все же присутствовал, однако ни о каких ощущениях «телом» речь уже не шла. Что интересно, все же в кино Quake не так сильно теряли, как в музыке. Ведь бас в кино — это, как правило, весьма широкополосный продолжительный шум (а значит, наверняка содержащий и частоты, которые даже узкополосный саб в состоянии воспроизвести), а музыке, где бас встречается чаще всего в виде отдельных тонов, вероятность попадания таких звуков в полосу узкополосного саба становится совсем уж невысокой. В итоге получалось, что если в кино Quake всего лишь недостает плотности и нижнего баса, сотрясающего помещение (а также и части верхнего, «грудного» баса), то в музыке в связи с их избирательным воспроизведением пользы от их присутствия становится еще меньше, тогда как Ultra брала на себя весь низкочастотный диапазон.

 

Заключение и выводы

Хороший AV-ресивер с развитым бас-менеджментом корректирует воспроизведение так, чтобы саб максимально корректно вписался в общую картину, здесь используется многополосная частотная коррекция (эквалайзер), фазово-временные задержки, коррекция общего уровня. Он может отрезать нижние частоты от сателлитов и перенаправить их на саб, который лучше оптимизирован для работы в этой области, при этом сателлиты будут воспроизводить свои частоты. Если же подать при этом на сателлиты весь диапазон, то нужно перечислить минусы такого решения:

  1. В полосе перекрытия будут работать одновременно и сателлиты и саб, звуковое давление в этой области возрастет, то есть, либо уровень на сабе придется сделать минимальным — он будет молчать, либо на АЧХ в этой области появится ненужный горб, маскируя при этом нижний бас, воспроизводимый одним только сабом. На фоне приподнятого по уровню мид-баса глубокий бас будет отсутствовать, а мид-бас заглушать все, зачем же тогда саб?
  2. При одновременном воспроизведении полосы перекрытия более высокие искажения сателлитов в этой области перекроют низкие искажения саба, суммарные искажения при этом останутся высокими — какая тогда польза от саба, имеющего низкие уровни собственных искажений, и за что тогда боролись?
  3. Пространственное взаимодействие между разнесенными излучателями в полосе перекрытия добавляет неопределенности их настройке — одновременно одну и ту же частоту воспроизводят не только сателлиты, но и саб, при этом количество зон, где происходит взаимное подавление или усиление этой частоты, в помещении увеличивается.

Стереоусилитель всех этих плюсов лишен, и здесь все зависит от везения с сателлитами — подходящие в такой трифоник сателлиты должны:

  1. Иметь достаточно высокую нижнюю частоту (это позволит оставить больше места в полосе частот для саба) и не иметь слишком высокие искажения на нижней частоте, которые нивелируют пользу от применения саба. Если придется выбирать между сателлитами, имеющими протяженный участок в области НЧ за счет возросших собственных искажений (а это распространенное явление), и сателлитами, где минимизированы именно искажения в басовой области, пусть и за счет потери части этого диапазона, подойдут лишь последние.
  2. Не иметь никаких выпуклостей в области мид-баса — здесь их уже нечем отрезать, так как ограничивать полосу частот, подаваемую только на сателлиты, стереоусилитель не умеет. В идеале — ровная линия на АЧХ до какой-то частоты, допустим, 100 Гц, ниже которой спад.

Если используется стереоусилитель, то на выручку здесь могут прийти развитые органы управления на самом сабе — там, где у сателлита наблюдается спад, панель настроек саба при правильной настройке и подходящем местоположении способна обеспечить ровную линию от нижней частоты звукового диапазона до зоны раздела полос (которая определяется уже только сателлитами, точнее, их эффективной нижней частотой). Подключение при этом производится к колоночным клеммам, от них — к высокоуровневому входу саба.

Итак, что происходит при расширении полосы частот, озвучиваемой сабом. Звучание становится еще более полнокровным, живым, осязаемым. Действительно, корректное воспроизведение верхнего и среднего баса ничуть не менее важно, чем нижнего (статистически в записях средневерхний бас встречается гораздо чаще нижнего), особенно, если нет перекосов АЧХ, и все это воспроизводится слитно и синхронно одним излучателем. Звук мягкий и аккуратный, не давит даже при высокой громкости, при этом чувствуется и телом, что говорить, хороший удар в грудь этот саб способен обеспечить, ничуть не захлебнувшись. Кстати, о пресловутом ударе в грудь — за этот эффект ответственны вовсе не самые нижние частоты, как думают многие (считая его наличие признаком хорошего саба), обычно это широкополосный сигнал с максимальной энергетикой в зоне 90-120 Гц. А нижний бас чувствуется иначе, его не столько слышишь, сколько чувствуешь — и телом, и ногами, и, простите, тем, что пониже спины… Он мягко вдавливает, обеспечивает подпорку основному звуку, поддерживает его и придает осязаемость и телесность. И, выключив саб, сразу начинаешь понимать, как не хватает этого полезного, удивительного устройства, отсутствие которого раньше не замечал. Спасибо за внимание и желаю вам хорошего баса :)


 
 

Спасибо Дмитрию Ефременко за предоставленный сабвуфер Rel Quake.

Спасибо интернет-магазину «Glory Audio» и лично Вячеславу Шевченко за предоставленный сабвуфер SVS PC-Ultra и измеритель звукового давления.


 
 

С уважением,
Илларионов Игорь
(NEW).

 



Обсудить статью в конференции.

 

 

 

Редакция:
Дмитрий Выборный (Schwanz)
Коррекция:
Всеволод Медведев (ScorpionVM)

Вёрстка:
Дмитрий Выборный (Schwanz)
На главную страницу

Главная | Справочник | FAQ | Статьи | Загрузки | Контакты | Конференция

Логотипы, торговые марки и прочие зарегистрированные знаки принадлежат их правообладателям.
Copyright © 2001 - 2016, Radeon.ru Team.
Перепечатка материалов запрещена.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100