|
|
|
|
6. Проблемность драйверов, игры, скриншоты. |
|
Когда видеокарты показывают близкие результаты по среднему fps (как происходит, к примеру, в режимах
без анизотропной фильтрации), особый вес и значение принимает то, как много проблем возникает при использовании этих карт.
Попробуем выяснить, как ведут себя карты в различных более-менее популярных играх (в том числе и старых) и какие проблемы
при этом могут возникнуть. Сразу оговоримся, что не стоит придавать большого значения моментальному fps (если расхождения
невелики), т.к. для этих карт в 1024х768х32 зависимость от процессора довольно велика и Athlon 1.33GHz вряд ли "загружает"
карты в этом разрешении на 100%. |
|
6.1. OpenGL-игры |
|
Мы уже рассмотрели поведение карт в играх Quake III, Serious Sam SE 1.05, Return To Castle
Wolfenstein. В разделе, посвященном TruForm-у, мы также видели ATI Radeon 8500 в Half-Life и Opposing Force. Ни у
Ti200 ни у Radeon 8500 LE в рассмотренных играх серьезных проблем не было обнаружено. Игры это довольно известные и,
похоже, обе компании успели неплохо отладить свои драйверы для того, чтобы видеокарты вели себя без проблем. Для
немного более полного освещения раздела по OpenGL рассмотрим еще две очень популярных сейчас игры "ИЛ-2
Штурмовик" и "Medal Of Honor Allied Assault". |
|
6.1.A. "ИЛ-2 Штурмовик" |
|
Такой игры у поклонников жанра авиасимуляторов не было давно (а возможно и никогда).
Игра получила немыслимое кол-во наград и премий различных печатных и интернет-изданий. Выход игры сопровождался снесением
с прилавков джойстиков всех моделей, повальными апгрейдами и серьезным увеличением армии поклонников жанра. Хороший
пример игры сделанной "на совесть". Вдвойне приятно, что разработана она нашими соотечественниками.
Настройки в игре использовались следующие: |
|
|
|
GF3 Ti200 |
Radeon 8500 LE |
|
|
|
|
|
Серьезных проблем ни у той ни у другой карты в игре нами не обнаружено. Размытый текст на
зеленом фоне - следствие конверсии в jpeg, реально текст в игре выглядит очень четко. |
|
6.1.B. "Medal Of Honor. Allied Assault." |
|
Игра в стиле 3D-Action на тему второй мировой войны. Некоторые миссии сильно напоминают сцены из фильма "Спасти
рядового Райана". Судя по всему, последние несколько лет интерес к этому периоду истории не угасает, однако сюжеты игры
чаще подбираются так, что создается впечатление, будто на советско-германском фронте никаких событий не было вообще, а всю войну
выиграли США, ну может там чуть-чуть Великобритания помогала, морально в основном :) Исключение составляют лишь игры, разработанные
российскими компаниями ("Ил2", серия "Противостояние" и т.п.), однако эти игры тонут в огромном кол-ве тех, в
которых о восточном фронте нет никаких упоминаний, - переписывание истории к сожалению продолжается :(
В игре использовалось разрешение 1024х768х32, все настройки максимальные. |
|
GF3 Ti200 |
Radeon 8500 LE |
|
|
|
|
|
В некоторых миссиях в этой игре на обеих картах пропадала снайперская
винтовка, возможно это вылечится патчем к игре. В одной из миссий "The Siegfried Forest"
на обеих кратах fps проседал довольно сильно (местами до 20-23fps), однако поскольку большая
часть этой миссии проходит "глядя в прицел снайперовской винтовки" (а в этом режиме fps
поднимается в 3-4 раза), то проблем с играбельностью не возникает, других серьезных проблем
обнаружено не было.
Стоит также заметить, что по непонятным причинам загрузка всех OpenGL-игр на
8500 LE проходит значительно дольше, чем на GF3 Ti200. Как указал Андрей Дерябин (aka andser, www.nvworld.ru),
это как-то связано с компрессией текстур 8500-го, поскольку отключение оной может решить эту проблему.
Однако, проблема эта, конечно, не такая уж серьезная, если приложение работает стабильно, можно подождать
лишнюю минуту при его загрузке. |
|
6.2. Direct3D-игры |
|
В разделе тестов мы уже рассмотрели игры Max Payne, Red Faction, Unreal. В разделе о TruFrom
"засветились" Myth III и Renegade. В этих играх у рассматриваемых карт все более-менее нормально
(если не считать описанных ранее моментов в Renegade), видимо, потому что игры либо отноcительно свежие, либо
хорошо известные. Далее мы рассмотрим Project IGI, Operation FlashPoint, Blade Of Darkness, MechCommander 2, Дальнобойщики 2,
Rally Trophy, Commanche 4. |
|
6.2.А. "Project IGI" |
|
Игра на тему спецагента, эдакого Джеймса Бонда, который борется с "плохими парнями" (то ли
выходцами из российской армии, то ли вооруженными до зубов террористами). Жанр скорее "First Person Sneaker".
Сюжет видимо писался лет 30 назад и чуть скорректирован в соответствии с текущей политической обстановкой. Настройки в
игре максимальные, анизотропная фильтрация включена. |
|
GF3 Ti200 |
Radeon 8500 LE |
|
|
|
|
|
Второй скрин снимался fraps-ом (иначе на 8500-м не удается снять скрин с индикаторами здоровья и
оружия), посему моментальное значение (31 fps) для 8500-го на него не попало. Если у Ti200 в этой игре все без проблем,
то вот у Radeon 8500 старая проблема, упомянутая во многих источниках, сохранилась. При запуске Project IGI делится с
пользователем следующей бедой: |
|
|
|
В вольном переводе это звучит ;"Ну не шмогла я, не шмогла создать объект DirectDraw" :)
После нажатия пользователем кнопки "ОK", игра, с чувством выполненного долга, закрывается. Как оказалось,
проблему можно решить, если активизировать 2-е устройство вывода (TV, монитор) и расширить десктоп на 2-е устройство.
Если проделать эту процедуру, то ли решив, что ей воздали должное, то ли ошалев от такой находчивости пользователя,
игра таки запустится.
Однако, на этом приключения не заканчиваются. При запуске в обычных настройках в игре начинает
вдруг пропадать оружие. |
|
Должно быть |
Есть |
|
|
|
|
|
Возможно игра (драйвер?) вдруг решает, что спецагент в прошлом боец стройбата, а ему, как известно,
оружие ни к чему. Иногда при этом еще начинают пропадать стенки бараков, а это уже попахивает подглядыванием и прочими
недостойным истинных Джеймсов Бондов вещами. Cкриншоты не совсем одинаковые (в игре нет возможности сохраняться),
однако проблема видна даже на уменьшенном скрине. Сие безобразие лечится как и для 1-х Radeon-ов отключением ключа LVB (LVB=0
как описано в FAQ на нашем сайте + перезагрузка, чтобы изменения вступили в силу). Только после этого можно будет спокойно
поиграть, не забыв после всего вернуть ключ LVB в прежнее состояние.
Трудно сказать, кто ответственен за это, - ATI или разработчики игры (или сама Microsoft, поскольку
под WinXP подключения второго монитора или TV для запуска игры не требуется). Ясно одно, далеко не каждый пользователь сможет
догадаться о такой хитрой процедуре, следовательно, он вполне может решить, что игра на 8500-м просто не работает и плюнуть
на это дело. Поскольку у Ti200 в этой игре подобных проблем не обнаружено, в копилке беспроблемности драйверов 8500-го
появляется жирный минус. |
|
6.2.B. "Operation FlashPoint" |
|
Army simulator - симулятор армии. Снова эхо холодной войны, только теперь в чистом виде,
бравые янки на этот раз спасают Европу (ну и мир заодно) от нашествия злобных русских. Русофобия, так сказать,
в чистом виде. С другой стороны, боятся - значит уважают :)
Графика в игре по нынешним меркам тянет на троечку, однако процесс захватывает довольно сильно.
Серьезных проблем в игре у обеих карт не обнаружено (проблема с пропаданием текстур при отключенном T&L, которая
присутствовала в драйверах 7206, в этой версии драйверов устранена).
На обеих картах в игре периодически слегка подглючивают тени, однако, судя по всему, это особенность самой игры. Все
установки в игре максимальные, 1024х768х32, анизотропка и T&L включены. |
|
GF3 Ti200 |
Radeon 8500 LE |
|
|
|
|
|
6.2.С. "Blade Of Darkness" |
|
Игра в жанре фэнтези (вот и славно, по крайней мере в своих стрелять не надо). Могучий
воин (воительница), размахивая чем попало, пробивается через толпы "нехороших товарищей" чтобы в
очередной раз спасти мир. Много драк, есть намеки на элементы ролевой игры. |
|
GF3 Ti200 |
Radeon 8500 LE |
|
|
|
|
|
Здесь, как и в Project IGI, для запуска игры необходимо расширить desktop на второй монитор
(ТВ). Возможно, ввиду активизации 2-го RAMDAС-а моментальный fps у 8500LE оказался ниже. На этом проблемы, правда,
заканчиваются. Играбельность отличная на обеих картах. За необходимость манипуляций с десктопом и более низкий
моментальный fps засчитываем минус в копилку 8500-го. |
|
6.2.D. "Mech Commander 2" |
|
Microsoft все чаще становится издателем неплохих игр. На этот раз под крыло гиганта попала стратегия
реального времени в техногенном мире "мехов". |
|
GF3 Ti200 |
Radeon 8500 LE |
|
|
|
|
|
Поскольку игра включает софтовый режим для всех карт, DeviceId которых она не знает, то для нормального
запуска этой игры на обеих картах пришлось несколько подправить файл vidcard.csv (как указано в разделе FAQ на нашем
сайте). Других проблем ни на одной из карт не возникало. |
|
6.2.E. "Дальнобойщики 2" |
|
Довольно популярная у нас игра - симулятор жизни дальнобойщика (в своем жанре игра заняла 1-е
место в прошлогоднем хитпараде сайта www.ag.ru). Другой симулятор
грузовиков Mercedes-Benz-Truck Racing мы рассматривать не стали, т.к. c версией 1.6. у Ti200 большие проблемы
с наложением текстур, а лицензионную версию игры, на которую ставится патч 1.9.1 (который, говорят, исправляет
ситуацию) нам раздобыть до сих пор не удалось. |
|
GF3 Ti200 |
Radeon 8500 LE |
|
|
|
|
|
При близких значениях моментального fps во время игры на GeForce3 Ti200 здесь, однако,
наблюдается довольно заметный дискомфорт. Картинка периодически "дергается". Хотя играть и в этом случае
вполне можно, все же это небольшой минус Ti200. У GF2 положение исправлялось откатом к драйверам 6.хх, для GF3 же это
решение не подходит (драйвера 6.хх ничего не знают о GF3). Похоже, у драйверописателей из NVIDIA тайная непрязнь к
симуляторам грузовиков :) |
|
6.2.F. "Rally Trophy" |
|
Относительно свежая игра в жанре автосимуляторов rally с довольно красивой природой.
Настройки качества на максимуме. 1024х768х32, анизотропка включена. |
|
GF3 Ti200 |
Radeon 8500 LE |
|
|
|
|
|
ТТрудно сказать, с чем связана такая разница в моментальных fps в этой игре на разных картах.
Поскольку игра D3D-шная, скорее всего, это какая-то проблема драйверов 8500-го. Возможно, игра плохо протестирована
на 8500-х (к счастью, по мере роста популярности 8500-х, таких игр становится все меньше и меньше). FPS, в принципе,
маловат для обеих карт, но т.к. пользователя обычно волнует не причина, а результат, а у 8500 LE моментальный fps
заметно ниже, получаем еще один минус в копилку проблемности 8500-го. |
|
6.2.G. "Commanche 4" |
|
Дролгожданное продолжение серии игр о знаменитом буржуинском вертолете :) Игра - одна из первых использует
шейдеры, о чем гордо заявляет при первом же удобном случае. Шейдеры она скорее всего использует, однако, уже бытует мнение, что
разработчики лукавят, и для этой игры гораздо полезнее мощный процессор, чем хорошая видеокарта. Однако, минусом игры это,
разумеется, считать нельзя. Процессоры тоже продавать надо :) |
|
|
|
GF3 Ti200 |
Radeon 8500 LE |
|
|
|
|
|
В этой игре снять скриншоты на обеих картах нормально не удалось, поэтому пришлось воспользоваться fraps-ом,
который прячет моментальные значения. Реально моментальный fps в этом месте 26 у Ti200 и 23 у Radeon 8500 LE. Серьезных проблем
ни у той, ни у другой карты не обнаружено.
Минусом Ti200 для системы, на которой проводилось тестирование, можно считать конфликт с программным
обеспечением звуковой карты на чипе от компании Yamaha. Об это проблеме мы упоминали еще тогда, когда сравнивали GF2 и
Radeon. Жаль, что за последний год ситуация в этом отношении никак не изменилась.
Все эти плюсы-минусы, размеется, вещь довольно условная, однако по ним все же можно заключить, что в целом
в плане беспроблемности Ti200 выглядит несколько лучше. В силу значимости этого раздела при сравнении карт, это реально
укрепляет ее позиции и показывает, что безусловного преимущества (как могло показаться по тестовым разделам) у Radeon 8500 LE нет.
Таким образом, подходя к окончанию сравнения, мы укрепились в мысли, что не зря выбрали для сравнения именно эти карты. Это
действительно серьезные соперники.
Разумеется, мы рассмотрели лишь малую часть существующих игр. Кроме того, все результаты, полученные в статье,
относятся к данной системной конфигурации (в том числе и к операционной системе) и к используемой паре драйверов. Следует помнить, что с выходом новых
драйверов для той и для иной карты ситуация может измениться в любую сторону. Мы лишь попытались сделать "снимок"
соотношения показателей скорости и проблемности на определенный момент времени. Насколько этот снимок будет достоверен далее,
зависит от того, как будут развиваться события в плане улучшения драйверов у обеих компаний. В заключении этого раздела остается
только пожелать ATI продолжить работу над драйверами (такая тенденция определенно есть, ведь по сравнению с предыдущей версией 7206,
освещенной в статье Андрея Дерябина "Сравнительный анализ Radeon 8500LE
и GeForce3 Ti200" на nvworld.ru, драйвер 9009 выглядит заметно менее проблемным) и
продолжать "равняться" на своего основного конкурента.
Компании NVIDIA же можно пожелать не снижать темпов роста количества и уровня качества своих драйверов и не давать
конкурентам расслабляться в этом плане. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|