|
ATI CrossFire | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Геннадий Пашкевич (corvus) 31.05.05
В прошлом году компания NVIDIA представила публике технологию SLI (Scalable Link Interface), позволяющую комбинировать несколько GPU в одной системе для наращивания производительности. Анонс был громким и многообещающим. Но, можно сказать, велосипед калифорнийские инженеры не изобрели. Около семи лет назад легендарная 3Dfx выступила с ускорителем Voodoo 2, который поддерживал совместную работу нескольких видеокарт в одной системе. А позже, ближе к концу своего существования, компания пыталась удержаться на рынке с помощью многочиповых решений серии Voodoo 5 на чипе VSA-100. Можно вспомнить эксперименты компании ATI с увеличением мощности видеоподсистемы подобным образом в серии RAGE MAXX. Изделия ATI так и не получили широкого признания у компьютерной общественности, в основном, из-за нареканий на качество и недоработанность драйверов. Да и выход весьма удачного чипсета NVIDIA GeForce 256 сослужил недобрую службу популярности интересного и оригинального в технологическом плане продукта ATI. Взаимоотношения ATI с многочиповыми технологиями на этом не закончились. Как известно, вышедший в 2002 году чип R300 умел работать в мультичиповых конфигурациях. Эта особенность R300 была использована, например, в авиационных симуляторах компаний CAE и Evans&Sutherland. Но на рынке игровых видеокарт подобные продукты так и не появились, хотя слухи о продолжении серии MAXX на базе R300/350 долго не умолкали :)
Идеи MultiVPU от ATI использовали в своих продуктах компаний
CAE и Evans&Sutherland
История, как известно, развивается по спирали. И вот опять канадская компания пытается внедрить идею распараллеливания процесса рендеринга 3D-изображения между несколькими графическими чипами. В Москве 24 мая состоялась презентация технологии ATI CrossFire. Мероприятие прошло в известном московском клубе "Самолет". Приглашенных гостей было немало. В их числе обозреватели известных печатных и интернет-изданий. Кирилл Балалин из журнала "Домашний ПК", представитель нашего сайта "Radeon2.Ru" Игорь Илларионов (aka NEW), Андрей Воробьев с сайта "iXBT.com"
Гости в зале клуба "Самолет"
Экскурсию в новый мир ATI CrossFire провели гости из ATI Vijay Sharma (Product Marketing manager), Rene Froeleke (Technical Marketing manager (Europe)) и представитель российского офиса ATI Николай Радовский.
PR-представитель ATI в России и СНГ Николай Радовский
Vijay Sharma - Product Marketing manager, Rene Froeleke - Technical Marketing manager (Europe), Николай Радовский - PR-представитель ATI в России и СНГ
Вернемся к главному герою мероприятия - ATI CrossFire. NDA (обязательство о неразглашении информации) на тему CrossFire действует до 31 мая 2005 года до 8 утра по Москве. Именно в это время должен состояться официальный запуск CrossFire. Итак, технология ATI CrossFire разработана для высокопроизводительных игровых систем. Обозначим основные задачи, которые ставили перед собой инженеры ATI: в первую очередь, максимально увеличить производительность системы в 3D-приложениях и улучшить качество изображения. В то же время, была необходимость сохранить совместимость со всеми играми и охватить широкий спектр моделей графических карт для работы в системе с CrossFire. Канадцы постарались использовать положительный опыт из своих прошлых подобных проектов. Кроме того, были учтены недостатки конкурирующих решений одной известной американской компании ;)
Слайд из презентации ATI CrossFire
На платформе ATI CrossFire в идеальных условиях можно получить почти двухкратный прирост производительности по сравнению с одиночной картой. Хочется особо отметить, что CrossFire действительно работает со всеми играми. То есть, пользователи не будут зависеть от программистов ATI, которые по тем или иным причинам могут не включить поддержку CrossFire для той или иной игры - она включена автоматически для всех игр. Для связки CrossFire требуется одна специальная видеокарта, в названии которой фигурирует словосочетание "CrossFire Edition", и другая современная карта, желательно из подобной серии, для достижения максимального эффекта. Например, карта RADEON X850 CrossFire Edition может быть совмещена с любой моделью из серии RADEON X850 (RADEON X850 PRO, RADEON X850 XT или RADEON X850 XT PE) производства ATI и партнеров, произведенных и проданных ранее. В свою очередь, RADEON X800 CrossFire Edition способна работать в паре с любой картой линейки RADEON X800 (RADEON X800, RADEON X800 XL, RADEON X800 PRO, RADEON X800 XT или RADEON X800 XT PE) от ATI или партнеров, включая представителей серии All-In-Wonder X800. Это означает, что миллионы людей из числа владельцев ускорителей серий RADEON X800/850 готовы к переходу на платформу CrossFire :)
Слайд из презентации ATI CrossFire
Главная особенность видеокарт серии CrossFire Edition - наличие дополнительного чипа Compositing Engine. Эта микросхема берет частично отрендеренную картинку из стандартной карты и смешивает с такой же промежуточной картинкой из карты CrossFire Edition. В результате получается полноценное изображение, обработанное с большей скоростью. Чип Compositing Engine - это программируемое устройство с гибкой поддержкой различных видеокарт, в том числе будущих продуктов.
Необходимый минимум для CrossFire :)
Две карты коммутируются с помощью внешнего кабеля, который соединяет DVI-выход обычной карты со специальным DMS-разъемом на карте CrossFire Edition. И частично отрендеренный кадр от первой карты поступает через DVI на DMS-вход карты CrossFire Edition. В итоге, работа двух видеочипов суммируется в микросхеме Compositing Engine.
CrossFire использует несколько моделей рендеринга: SuperTiling, так называемый Scissor и режим Alternate Frame Rendering. А в случае приложений, для которых не требуется излишняя скорость (старые игры или игры, в которых производительность пользователя устраивает), или в CPU-зависимых приложениях будет актуален метод антиалиасинга Super AA до 14X.
Слайд из презентации ATI CrossFire
SuperTiling - уникальная разработка ATI. Картинка разбивается на отдельные участки и принимает вид шахматной доски. Каждая карта обрабатывает свою часть изображения - свое поле. Метод способен обеспечить неплохой прирост скорости и наилучший баланс нагрузки на графический тандем. Работает в Direct3D-приложениях. Именно этот способ рендеринга используется компаниями CEA и Evans&Sutherland в военных и авиационных симуляторах на базе мультичиповых графических систем. Scissor работает по той же схеме, что и SLI от NVIDIA - кадр по вертикали разбивается на две части, обработкой каждой из которых занимается отдельная видеокарта. Метод отличается поддержкой OpenGL и Direct3D-игр, хорошей масштабируемостью скорости и сбалансированной нагрузкой на обе карты. Метод Alternate Frame Rendering пришел из конца 90-х годов. Данная технология запатентована ATI еще во времена приснопамятной серии RAGE MAXX. В основе AFR лежит идея поочередной обработки графическими чипами/картами готовых кадров из последовательности. AFR работает как с OpenGL, так и Direct3D-приложениями и обеспечивает наибольший прирост производительности. Наилучшим образом он подходит к случаям, где скорость обработки упирается именно в геометрию. Остановимся на проблеме выбора :) Для каждого приложения CATALYST A.I. выбирает наиболее подходящий режим рендеринга. А если CATALYST A.I. выключен или приложения не определены в CATALYST A.I., то выбирается дефолтный режим - SuperTiling или Scissor. В случае с картой на 16-конвейерном графическом процессоре D3D-приложение обрабатывается в режиме SuperTiling, в иных случаях или с другими картами включается режим Scissor. Alternate Frame Rendering (AFR) используется в приложениях, определенных CATALYST A.I. К тому же пользователь имеет возможность самостоятельно определить метод работы CrossFire. Ну а в приложениях с ненасыщенной графикой и CPU-зависимых играх, где прирост от CrossFire будет невелик, геймер вправе отказаться от любого из режимов повышения скорости в пользу режима Super AA. Так или иначе, CrossFire дает пользователю большую свободу в настройках системы под конкретные нужды и приложения.
Слайд из презентации ATI CrossFire
Теперь затронем вопрос повышения качества изображения с помощью улучшенного метода антиалиасинга от ATI. Очевидно, что наибольший прирост скорости от использования CrossFire получат игры, особенно нагружающие графическую подсистему компьютера. В иных случаях дивиденды будут не такими заметными. Специально для подобных случаев CrossFire имеет возможность работать на повышение качества картинки - именно для этого разработан режим Super AA. Таким образом, геймеры могут получить преимущество от потенциальной мощи CrossFire, используя новый метод полноэкранного сглаживания. С его помощью, если верить уважаемым господам из ATI и фирменным слайдам, можно получить наивысшее качество картинки, недоступное на другом железе :)
Кликните по картинке для увеличения [92KB]
В режиме Super AA обе карты обрабатывают 3D-изображение, используя свои, отличные друг от друга наборы субпикселей. Мощность двух ускорителей тратится на обработку значительно увеличенного количества рассчитываемых субпикселей, что в конечном итоге приводит к возросшей четкости изображения, более тщательной и детальной проработке деталей сцены (особенно это касается мелких и сильно удаленных по координате Z объектов). В итоге, видеокарта CrossFire Edition выдает на дисплей более качественную суммарную картинку с минимальной потерей скорости. Приведем несколько слайдов, демонстрирующих преимущество подобного подхода к полноэкранному сглаживанию.
Слайд из презентации ATI CrossFire
Слайд из презентации ATI CrossFire
CrossFire на данный момент работает только с материнскими платами на базе нового, специально разработанного чипсета Radeon Xpress 200 CrossFire Edition. Новый набор микросхем от ATI - оптимальная на сегодня платформа для CrossFire. Решения на базе Radeon Xpress 200 для процессоров AMD и Intel имеют два графических порта PCI-E, и работа CrossFire не ограничивает функционирование всей шины PCI-Express.
Материнская плата на ATI Radeon Xpress 200 CrossFire Edition
Материнские платы на Radeon Xpress 200 CrossFire Edition рассчитаны, в первую очередь, на энтузиастов. Платы совместимы с высокопроизводительными модулями памяти и протестированы с широким спектром другой периферии. По заявлению ATI и партнеров, системы на Radeon Xpress 200 CrossFire Edition имеют огромный оверклокерский потенциал даже без использования дополнительного охлаждения мостов и стабилизаторов на материнской плате. Следует отметить, что система с CrossFire обладает не только невообразимой мощью, но и нескромным аппетитом:) Рекомендуется использовать блок питания мощностью не менее 500W. И, наконец, представляем вниманию читателей фотографии карты Radeon X850XT CrossFire Edition, готовой системы на базе Radeon X850XT CrossFire Edition и X850XT и небольшой FAQ по технологии ATI CrossFire в виде таблицы.
Radeon X850XT CrossFire Edition
Система с ATI CrossFire
Готовая система на базе Radeon X850XT CrossFire Edition и Radeon X850XT
Часто задаваемые вопросы по ATI CrossFire:
Благодарности: Игорь Илларионов (NEW)
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
На главную страницу |
Главная | Справочник | FAQ | Статьи | Загрузки | Контакты | Конференция
Логотипы, торговые марки и прочие зарегистрированные знаки принадлежат их правообладателям.
Copyright © 2001 - 2024, Radeon.ru Team.
Перепечатка материалов запрещена.