|
Герой нашего времени - Sapphire ATI Radeon X800 GTO2 Limited Edition | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дмитрий Люкшин (Tester) 15.03.2006
Предисловие.Недавно в рамках проекта Radeon.ru было принято и воплощено в жизнь решение об открытии постоянно действующей тестовой лаборатории. Предлагаем вашему вниманию статью, написанную по результатам первого теста, проведенного в нашей лаборатории.
Введение.Ещё совсем недавно, в статье "Последние из Могикан", мы задумывались, что же будет происходить в сегменте Mainstream Performance в ближайшем будущем, и выйдут ли новые высокопроизводительные продукты с интерфейсом AGP. Тогда мы решили, что появление новых высокопроизводительных видеоадаптеров для шины AGP - дело маловероятное. Однако, как показало время, мы ошиблись. Компания nVIDIA выпускает новый видеоадаптер, призванный заменить на Олимпе хорошо нам знакомые GeForce 6800 GT и 6800 GS - GeForce 7800 GS, основанный на чипе G70 и оснащенный 16 пиксельными и 6 вершинными конвейерами - и практически сразу же после анонса варианта PCI-E анонсируется AGP-версия, чего, признаться, мы не ожидали. GeForce 7800 для шины AGP на 5-25% (в различных приложениях) быстрее, чем победитель нашего прошлого тестирования, ATI Radeon X850 XT PE, который основан на уже снятом с производства чипе R480 / R481. Бывший король графики (как в исполнении AGP, так и PCI-E), ATI Radeon X850 XT PE, всё ещё поставляется в небольших количествах, но основная масса оставшихся чипов R480, а также R423 и R430, идёт на выпуск менее мощных, но, очевидно, более привлекательных для покупателей по соотношению цена/производительность видеоадаптеров ATI Radeon X800 GT/GTO/GTO2. Однако, следует отметить, что у варианта GTO2 есть заметное преимущество перед остальными - существует возможность разгона и использования четырёх изначально отключенных конвейеров (иногда их и не отключают вообще) и переделки видеоадаптера чуть ли не в ATI Radeon X850 XT. Именно о таком видеоадаптере, его переделке и о том, что из этого получилось, пойдёт речь в нашей статье. Видеоадаптер Sapphire ATI Radeon X800 GTO2 Limited Edition VIVO PCI-Express с 256 МB памяти типа GDDR3 c предоставлен компанией Sapphire.
Sapphire.Компанией Sapphire представлена вся линейка видеокарт ATI, начиная от начальных решений уровня X300 HM и заканчивая самым мощным на сегодня видеоадаптером X1900 XTX. Продукция Sapphire серии ATI Radeon X800 имеет очень привлекательные характеристики, как для обычных пользователей, так и для любителей разгона - во всей серии ATI Radeon X800 используется широкая 256-битная шина памяти. Системы охлаждения устанавливаются самые разные: это может быть как стандартный, базовый вариант, так и абсолютно бесшумное пассивное охлаждение (Ultimate), встречается и весьма мощное, аналогичное с видеоадаптерами ATI Radeon X850 XT (FireBlade). С недавнего времени компания Sapphire также начала выпускать неплохие материнские платы серии PURE, основанные на чипсетах Xpress 200 (RD400 для процессоров Intel и RD480 для AMD). К сожалению, таких плат очень мало и они не очень часто встречаются в продаже, что в известной степени связано с проблемами южного моста SB450. Альтернативу в виде мостов ULi M1573/M1575 производители ставят охотно, но существуют проблемы с доступностью этих чипов. Видимо, в большем количестве платы Sapphire на чипсетах ATI появятся только после выхода северных мостов RD500 и RD580 и нового южного моста SB600.
Герой нашего времени: ATI Radeon X800 GTO2 Limited Edition 256 MB VIVO PCI-E.Видеокарта поступила к нам на тестирование в Retail упаковке. Коробка
Комплект поставки
Лицевая сторона
Оборотная сторона
Лицевая сторона без системы охлаждения
Оборотная сторона без системы охлаждения
Дизайн платы полностью соответствует референсному варианту платы ATI Radeon X850 XT. Карта оснащена двумя выходами DVI и чипом Rage Theater, посредством которого обеспечиваются функции видеоввода (вывод скорее всего реализуется основным чипом). Охлаждение достаточно эффективное и, на наш взгляд, не должно препятствовать разгону. Без изменения напряжения питания, разумеется. Увеличение напряжения питания резко увеличивает потребление энергии, и стандартных методов охлаждения оказывается совершенно недостаточно. Надо отметить, что нам в руки попал видеоадаптер GTO2 с уже активными 16 конвейерами, хотя, приобретая видеоадаптер произвольно взятого производителя из серии ATI Radeon X800 GTO, следует уверенно рассчитывать лишь на 12 конвейеров. Список производителей и моделей видеоадаптеров, приобретая которые можно рассчитывать на разблокирование всех 16 конвейеров, невелик. По нашим данным, кроме Sapphire X800 GTO2 в этот список входят Connect3D X800 GTO и PowerColor X800 GTO 16. Тестовыми программами наш видеоадаптер определялся как ATI Radeon X800 XL. Кроме того, как мы выяснили, нас ожидал еще один приятный сюрприз: на самом деле, чип, установленный на видеоадаптере - не базовый для ATI Radeon X800XL процессор R430, а обладающий более высоким частотным потенциалом R480! Кстати, в свое время именно на ядре R480 ставились рекорды разгона: с применением хорошего охлаждения и вольтмода можно покорить частоту 600 МГц и даже подняться выше, если очень повезёт. В обычных же условиях и без применения экстремальных систем охлаждения частота этого GPU обычно без особого труда доводится до 550 МГц, что весьма и весьма неплохо: прирост частоты в этом случае составляет 37,5%.
Стандартные частоты функционирования всех GPU и памяти на видеоадаптерах серии X800/X800 GTO - 400 МГц / 490(980 DDR) МГц. На плате установлена память типа GDDR3 производства Samsung в упаковке FBGA 144 ball. Маркировка памяти имеет вид K4J55323QF-GC16, где суффикс "GC16" описывает округленный минимальный период следования тактовых импульсов в 1,6 нс, что, как несложно рассчитать, соответствует максимальной частоте синхронизации 625 МГц, однако, по данным изготовителя реальная рабочая частота этих микросхем памяти - 600 МГц. Следовательно, нужно понимать, что 1,6 нс - это округление, опираться следует именно на заявленную изготовителем частоту.
Качество 2D традиционно отличное, тут просто не о чем говорить. Видеоадаптеры ATI всегда славились великолепным качеством изображения. Характеристики
Включение конвейеров и разгон.Несмотря на то, что изначально все карты класса GTO2 производства Sapphire были основаны на чипе R480, с недавних пор на эти видеокарты стали устанавливать более дешёвые GPU R430, разгонный потенциал которых заметно меньше, их частотный потолок в среднем не превышает 450 МГц. Мы не рекомендуем покупать для целей разгона видеоадаптеры Sapphire ATI Radeon X800 GTO2 с чипом R430. Обратите внимание, видеокарта на его основе имеет текстолит синего цвета, упрощённую систему питания (хорошо заметный внешний признак - видеоадаптер не оснащён дополнительным коннектором питания). Как показывает практика, обычный, 12-конвейерный видеоадаптер ATI Radeon X800 GTO с чипом R423 / R480 при разгоне покажет более высокие результаты, чем 16-конвейерный ATI Radeon X800 GTO2 R430. Что касается Device ID, то для всех PCI-E ATI Radeon X800 его можно изменять от младшей карты к старшей и наоборот. Например, видеопроцессор R430 при прошивке DID от ATI Radeon X850 XT PE начинает определяться как R480, и у видеоадаптера даже появляется небольшая прибавка производительности за счёт дополнительных оптимизаций драйверов, но на разгонном потенциале GPU это никак не сказывается. Для модификации лучше использовать родной BIOS. При использовании прошивки от ATI Radeon X850XT PE может увеличиться разгонный потенциал памяти (за счёт менее агрессивных таймингов), но в некоторых случаях теряется стабильность. Коллекцию BIOS'ов можно посмотреть на сайте techPowerUp
Для прошивки и включения конвейеров можно использовать следующие методы:
В нашем эксперименте использовалась утилита AtiFlash 3.10, как самая новая из имевшихся у нас программ для выполнения прошивки BIOS видеоадаптеров ATI, думается, что для выполнения этой процедуры можно рекомендовать и уже вышедшую AtiFlash 3.12, которой, к сожалению, не было в нашем распоряжении на момент проведения эксперимента.
Достигнутые результаты:Максимальные частоты, на которых видеоадаптер уверенно запускался, составили после переделки 530/610 МГц. Если память разогналась вполне предсказуемо, и достигнутый результат оказался даже несколько выше обещанных производителем 600 МГц, то GPU, к сожалению, не дотянул до версии ATI Radeon X850 XT PE, хотя и всего каких-то 10 МГц. При нахождении максимальной частоты GPU с использованием ATI Tray Tools - сразу же после достижения температуры GPU в 59 градусов Цельсия - система намертво зависала, хотя намёков на артефакты не было. Однако, в менее экстремальных режимах, на частотах 520/540 МГц (уровень ATI Radeon X850 XT без "PE") сохранялась полная стабильность. При прогоне 3DMark05 в течение часа не было выявлено ни одного артефакта. Таким образом, успешный разгон (при сохранении полной стабильности системы) дал увеличение частоты в 30% для самого GPU и чуть более 10% для памяти.
Тестовая платформа.Аппаратное обеспечение:
Видеокарта:
Тесты проводились в режимах видеокарты 12*1 400/490 (соответствует X800 GTO и первым GTO2) и 16*1 520/540 (соответствует X850 XT). В режиме с частотами 530/610 МГц тестирование не проводилось.
Программное обеспечение:
Тестовые приложения:
Настройки драйвера.
Результаты тестов3DMark03 3DMark03
В разрешении 1024x768 общая прибавка производительности составила 21%, в разрешении 1280x1024 - 24%, что вполне предсказуемо, 30% разгона видеоадаптера и 10% разгона памяти позволяли рассчитывать как раз на примерно такой прирост производительности.
3DMark05 3DMark05
Итого получаем прирост в 27% при разрешении 1024x768 и 29% - в разрешении 1280x1024.
3DMark06 3DMark06
Остановимся на версии 3DMark 2006 более подробно. Первое, что следует отметить - это изменившееся стандартное разрешение, теперь оно составляет 1280x1024, что вполне понятно, ведь именно это разрешение является стандартным для наиболее массовых сегодня 17" жидкокристаллических мониторов. Кроме того, тесты стали на порядок более сложными: количество полигонов в кадре в среднем равняется полутора миллионам, усложнены шейдерные эффекты, добавлено больше света. Появились два теста с поддержкой SM3.0 и HDR (High-Dynamic Range). Конечный результат 3DMark06 складывается из трёх промежуточных, и теперь учитывается также производительность процессора:
Отметим, однако, что степень влияния процессорных тестов на общий зачёт невысока. Тем не менее, при использовании двухъядерного процессора общий результат был бы несколько выше, так как CPU-тесты работают в многопоточном режиме, да и последние версии драйверов ATI Catalyst оптимизированы для работы именно с двухъядерными процессорами.
Тесты SM2.0 представляют собой Return to Proxycon и Firefly Forest, взятые из 3DMark05. Шейдеры в них были сильно переработаны, добавлены новые эффекты. Картинка стала заметно более сложной и реалистичной.
Return to Proxycon Новая версия Return to Proxycon использует более сложные шейдеры освещения, значительно больше источников света, новые алгоритмы теней и текстуры большего разрешения. Cлева старый вариант, справа новый:
Сравнив результаты видеоадаптеров в 3DMark05 и 3DMark06, можно приблизительно оценить увеличение сложности тестов. Если в 3DMark05 на ATI Radeon X850 XT мы видели около 28 FPS в первом тесте и 19 FPS во втором, то здесь результаты составили всего около 10 FPS, т.е., тесты стали в 2-3 раза более сложными… В целом, перепрошивка BIOS и разгон принесли в общем зачёте прибавку производительности в 28% при разрешении 1024x768 и 30% при разрешении 1280x1024, что соответствует степени разгона GPU с 400 до 520 МГц и включению 4 конвейеров. Небольшой, всего лишь 10%-ый разгон памяти практически не повлиял на производительность, что позволяет сделать вывод о значительно большей расчетной нагрузке в тестах 3DMark06 при незначительно увеличившихся требованиях к пропускной способности памяти.
Doom 3 Doom 3
Quake 4 Quake 4
Как в Doom 3, так и в Quake 4, ATI Radeon X850 XT выигрывает у 12-конвейерной ATI Radeon X800 GTO2 чуть больше 30%. После переделки можно вполне комфортно играть в режимах 1024x768 MSAA 4x и 1280x1024 без MSAA.
Far Cry FarCry
Прибавка производительности опять-таки составляет в среднем 30%. Карта ATI Radeon X850 XT позволяет играть, сохраняя комфортные FPS, даже в разрешении 1280x1024 с включённым MSAA 6x.
Serious Sam 2 Serious Sam 2
Demo2 представляет из себя большое открытое пространство с большим количеством растительности. Основная нагрузка ложится на вершинные процессоры, и, соответственно, здесь прибавка производительности в 30% объясняется в большей степени не увеличением количества конвейеров, а поднятием частоты GPU.
Demo3, наоборот, использует много шейдерных эффектов, но производительность сильно упирается в центральный процессор. Лишь только при активации MSAA видна значительная разница.
FEAR FEAR
Прибавка производительности до 40%, но комфортные FPS сохраняются только в разрешении 1024x768, без использования Soft Shadow (мягкие тени).
Half-Life 2 Lost Coast Half-Life 2 Lost Coast Half-Life 2 Lost Coast впервые принимает участие в тестировании на нашем сайте, поэтому остановимся на нем более подробно. Half-Life 2 Lost Coast - это технологическая демо-версия из эпизода Half-Life 2 Aftermath, который является логическим продолжением Half-Life 2. Демо демонстрирует красоту технологии HDR (High-Dynamic Range) и состоит всего из одного уровня. 25-30 минут геймплея позволят насладиться всеми красотами обновленного движка Source. Технология HDR в разных играх реализована несколько по-разному, и в понимании Valve HDR состоит из:
HDR движка Source работает на любой видеокарте, поддерживающей PS2.0 и выше. Также доступен совместный режим HDR со сглаживанием (MSAA). Для сравнения: HDR в FarCry состоит только из эффекта Blooming, режим HDR + MSAA реализован в патче 1.4 beta, и только для серии X1k.
Даже без активации HDR 12 конвейеров явно недостаточно, чтобы комфортно играть в разрешениях свыше 1024x768. Увеличение производительности в полтора раза только за счет включения дополнительных конвейеров (до 16 конвейеров) и более высокие частоты уже позволяют устанавливать MSAA 6x при разрешении 1024x768 или выставлять разрешение 1280x1024 без MSAA.
Как видите, после включения HDR FPS падает в среднем на 20% и комфортно играть можно только на ATI Radeon X850 XT без MSAA. Здесь не хватает не только вычислительной мощи GPU, но, кажется, еще и объема видеопамяти.
Выводы.Прибавка производительности после переделки видеокарты составила в различных приложениях от 20% до 40%, что, как указывалось выше, соответствует степени разгона видеоадаптера и задействованию 4 конвейеров. ATI Radeon X850 XT, в который был переделан наш GTO2, является практически самой старшей моделью серии ATI Radeon X8x0, не считая очень дорогого и дефицитного варианта ATI Radeon X850 XT Platinum Edition. Однако, следует отметить, что при замене стандартной системы охлаждения на более эффективную и увеличении напряжения питания с большой степенью вероятности удастся достичь и, возможно, даже перекрыть результаты ATI Radeon X850 XT версии Platinum Edition.
Производительности 16 конвейеров на довольно высокой частоте хватит практически для любого 3D-приложения, и, учитывая цену, которая составляет в среднем около $220, остаётся констатировать, что конкурентов у GTO2 остается мало. Единственный минус у данного продукта - это поддержка HDR, отличная от той, что впервые организовала nVIDIA, и чаще всего использующейся разработчиками 3D-графики. Также не будем забывать про относительно низкую скорость в OpenGL, по сравнению с видеокартами конкурента. Но OpenGL игр не так много, и даже там мы видим довольно играбельные FPS. Плюсы:
Минусы:
Заключение.Что же купить? Стоит ли сегодня вкладывать деньги в ATI Radeon X800 или следует выбрать более современное решение, например, на базе R5xx GPU? Попробуем ответить на этот непростой вопрос. Пользователи, имеющие возможность купить ATI Radeon X800 GTO2, стоят перед выбором: высокая производительность без поддержки SM3.0 и HDR (FP16) при относительно низкой цене, или же поддержка SM3.0 и HDR (как у nVIDIA) у видеоадаптера уровня ATI Radeon X1600 XT, относящегося к той же ценовой категории, но производительность которого в приложениях, не использующих активно PS 2.0b/3.0, оставляет желать лучшего. Тем не менее, игр с поддержкой HDR и SM3.0 становиться всё больше, так что в перспективе X1600 может оказаться вполне конкурентноспособным вариантом. Что касается X1600, он имеет 4 конвейера и 12 блоков пиксельных шейдеров (формула 4*3), и, соответственно, тягаться с 16 конвейерами и 16 блоками пиксельных шейдеров (формула 16*1) X800 в большинстве случаев не может. Так же, как на вполне достойный вариант, можно обратить внимание на видеоадаптер nVIDIA GeForce 6800 GS, основанный на чипе NV42 (выполненному по 0.11 мкм техпроцессу, что позволяет надеяться на его разгон до 500-550 МГц) с конвейерной формулой 12*1. Выбрать довольно сложно, в случае ATI Radeon X800 GTO2 и 6800 GS это вообще практически дело индивидуальных предпочтений, так как по скорости эти карты примерно равны, с незначительным перевесом в ту или иную сторону в различных приложениях (как известно - видеокарты nVIDIA быстрее работают с играми написанными под OpenGL, на стороне ATI высокая скорость работы с пиксельными шейдерами 2.0 и меньшая потеря скорости в "тяжелых" режимах). Можно провести и обратную аналогию: в своё время многие выбирали между 9500 256 bit (DirectX 9.0) и GeForce Ti4200 (DirectX 8.0). ATI выпускала всё новые и новые версии драйверов, производительность росла, и продукт от nVIDIA уже не мог соперничать с прогрессивным 9500 256 bit. В общем, мы считаем, что ATI Radeon X800 GTO2 на сегодня можно уверенно покупать, ведь поддержка HDR сегодня и в ближайшем будущем - не самое главное. К тому же точного представления о спецификациях HDR всё ещё нет, поэтому организована эта технология везде по-разному. В принципе, High-Dynamic Range (как аппаратная технология) - это исключительно маркетинговый термин, впервые использованный nVIDIA. Формат рендеринга FP16 (64-битное представление цвета с плавающей запятой) и носит это гордое название. Программисты из Valve смогли организовать полнофункциональный HDR и без FP16, и, на наш взгляд, результат выглядит гораздо приятнее, нежели аппаратная реализация, использованная в FarCry или Serious Sam 2. При этом обращаем ваше внимание на весьма существенную деталь. Если вы всё-таки решились купить ATI Radeon X800 GTO2, то поторопитесь: видеокарт, использующих R480, становится всё меньше, а карты на основе чипа R430 не имеют столь впечатляющего разгонного потенциала.
Спасибо компании Sapphire и лично Константину Мартыненко за предоставленную видеокарту Sapphire ATI Radeon X800 GTO2 Limited Edition 256 MB VIVO PCI-E. Отдельное спасибо компании AMD за предоставленный процессор Athlon 64 4000+, и компании MSI за предоставленную материнскую плату MSI K8N SLi.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
На главную страницу |
Главная | Справочник | FAQ | Статьи | Загрузки | Контакты | Конференция
Логотипы, торговые марки и прочие зарегистрированные знаки принадлежат их правообладателям.
Copyright © 2001 - 2024, Radeon.ru Team.
Перепечатка материалов запрещена.
Вайцман Илья (Stranger_NN)
Фото:
Роман Евсеев (Dave Ripper)
Вёрстка:
Александр Ефимов (IdeaFix)