|
|
|
|
Новости за 22 сентября 2018 г. 37800:00 Специально для Radeon.Ru. В преддверии релиза операционной системы Haiku.Не так давно, на веб-ресурсе AppleInsider.ru, был опубликован цикл статей посвящённый реинкарнации операционной системы BeOS в образе Haiku. Жизненный путь этих операционных систем был сложным и извилистым. Но, несмотря на все перипетии судьбы, сила и энергия заложенные в них при рождении, продолжают двигать их вперёд, к совершенству. Поэтому я взял на себя смелость подготовить дайджест цикла, чтобы как можно больше людей познакомились с этим выдающимся творением человеческой мысли. И ещё одна причина, почему для Radeon.Ru. Дело в том, что Haiku наверное единственная операционная система, которая поддерживает графические чипы ATI (а теперь уже и AMD) нативно, т.е. врождённо и естественно. Материалы публикаций использованы с любезного разрешения их автора Снимки экрана подготовлены на моём системнике Core 2 Duo 2.13 ГГц, 2 Мб ОЗУ, Radeon HD 4550 с установленной 64-битной ночной сборкой Haiku (размер 2560 x 1440). Рекомендую подготовить загрузочную флешку с образом Haiku, чтобы воочию убедиться, что всё что Вы узнаете о Haiku — правда. ... В августе 2001 года, бывший сотрудник Be Incorporated, и один из авторов BeOS, Майкл Фипс, решился на невозможное. Он решил воссоздать BeOS, с нуля. Сомневаюсь что он не позаимствовал ни строчки: многие фрагменты исходного кода он знал наизусть, некоторые из них были написаны им. Но если и так, затея была совершенно сумасшедшая. Проект назвали OpenBeOS. Любая попытка написать “в домашних условиях” сложную современную операционную систему – сумасшествие. Но цель, которую Майкл поставил перед собой и добровольными помощниками, была еще более трудной. Другие (BeFree, BlueEyedOS и т.п.) надстраивали BeOS API над Linux’ом или BSD. Такие системы были похожи на BeOS, но все-таки были другими: в них, без перекомпиляции, невозможно было использовать приложения, написанные для BeOS R5 (последняя официальная версия BeOS). В проекте OpenBeOS предполагалось воссоздать BeOS полностью, начиная от ядра, и вплоть до пользовательского интерфейса, при этом система должна была обеспечивать полную бинарную совместимость со всеми приложениями, написанными для BeOS R5. Единомышленники и соратники… нашлись. В нескольких источниках сообщается, что в 2002 году вышла первая версия OpenBeOS. В других сообщается, что OpenBeOS выпустила апгрейд к BeOS. Бесплатный. На самом деле, команда OpenBeOS разработала утилиту, заменяющую несколько компонентов в уже установленной BeOS R5.0.3 на новые, доработанные и исправленные командой OpenBeOS. Ни о каком распространении апдейта речь не шла. Кроме того, команда вносила изменения в последнюю официально выпущенную версию системы. А как бы вы назвали свой любимый, но сумасшедший, проект? В команде OpenBeOS решили организовать конкурс в Интернете. Из тысяч (!) предложенных вариантов выбрали Haiku. На русский это можно перевести как “хайку”. Название отражало элегантность и простоту BeOS и, как надеялись разработчики новой системы, перевоплощение BeOS унаследует эти качества. Но не только из-за этого. В NetPositive, веб-браузере BeOS, диагностические сообщения были представлены в виде элегантных трехстиший, в японском стихотворном жанре хайку. Немного эксцентрично, но понятно. Вот, например: Stay the patient course Of little worth is your ire The server is down (Сохраняй спокойствие Твой гнев бесполезен Сервер не работает) В 2003 году он (Майкл Фипс) переехал в Рочестер, штат Нью Йорк, к месту его основной работы, и зарегистрировал некоммерческую компанию Haiku, Inc – для организации разработки одноименного проекта и для его поддержки.Официальный статус позволял законным образом собирать взносы, писать официальные письма и вообще. В марте-апреле 2005 года, в прототипе Хайку впервые успешно запустилось приложение с графическим пользовательским интерфейсом. Прожило оно совсем не долго, но начало было положено. Через несколько дней в Хайку заработал веб-браузер (Links), это было еще одно важное событие. Чтобы понять важность этих событий, вспомним: в Хайку нет ни строчки из BeOS. Всё, от драйверов до утилит и ядра системы, создано своими руками. Для того чтобы приложение с графическим интерфейсом или браузер могли запуститься и работать (хотя бы и недолго), надо было воссоздать всю инфраструктуру системы. А вот приложения для испытаний были взяты из легально установленной на нескольких машинах настоящей BeOS 5.0.3 с дополнениями от Haiku, Inc. От системы, если вы еще не забыли, требовалась стопроцентная совместимость с программами, работающими в BeOS. В чем смысл Haiku? Майкл Фипс сообщил о смысле Haiku отвечая на самый обычный пост на самом обычном форуме. Публикация в OS News, в которой была упомянута Haiku (а называлась публикация “OS Zoo”, “Зоопарк операционных систем”), вызвала шквал вопросов. Один из вопросов задавали настолько часто, что Майкл не мог не ответить на него. Потому что Haiku, Inc хочет быть не такой как все. Be, Inc была не такой как все, и цель Haiku, Inc – быть как Be. Haiku должна вызывать другие чувства. Пользователи должны удивляться, восхищаться и требовать бóльшего, еще и еще. Это возможно, просто требует много времени и сил. “Вот почему мы не выпускаем кандидат 0.0001alpha. Мы могли бы. В мире много систем, которые хуже чем Haiku сегодня. Но мы уверены что она должна быть намного лучше. Да, я понимаю что иногда трудно сохранить спокойствие. Я беспокоюсь за Haiku, возможно, даже больше чем все остальные. Я верю, что ваше ожидание будет вознаграждено.” Haiku R1/Alpha1 Дурной пример Microsoft, смело выпускавшей недоработанные версии своих систем и программ для обкатки их на пользователях, оказался заразительным. Первые версии Mac OS X, 10.0 и 10.1, иначе чем альфа и бета версиями я бы не назвал. На этом фоне, первая альфа-версия Haiku OS соответствует, примерно, Mac OS 10.2. Нерационально? 14 сентября 2009 года, в 00:00 по времени восточного побережья США, без специального события в каком-нибудь симфоническом зале или центре конференций, без приглашенных звёзд поп-музыки и без прочих обычных атрибутов, Haiku OS R1/Alpha1 вышла в свет. Об этом событии написали журналисты ведущих компьютерных изданий, написали каждый кто во что горазд, в том числе глупости (по моему мнению), но операционная система и в самом деле была “как BeOS”, то есть, красива (несколько старомодна, но пусть это будет её стиль), аккуратна, очень понятна даже для того, кто впервые её увидел… Не идеальна, но очень хороша. Прошло почти десять лет (восемь, на самом деле) с того дня, когда BeOS превратилась в “мертвую” операционную систему. И вдруг – вот она, воскресшая и набравшаяся за время “в ином мире” современных способностей и умений… Если бы она была коммерческой операционной системой, и её продвижением на рынок занимались бы специально обученные люди, наверное, у неё был бы шанс стать одной из самых распространенных операционных систем в мире. А может и не было бы. До 2008 года, исходники Haiku компилировались с помощью кросс-компиляторов GCC 2, но в апреле-мае 2008 команда занимающаяся средствами разработки для Haiku, впервые в истории операционной системы, сумела построить корректно работающую копию Haiku OS в самой Haiku OS. Это очень важное достижение, переоценить его значение невозможно. Отныне, Haiku была самодостаточна. Это свойство системы называется self-hosting. Некоторые платформы (тот же Mac), были лишены этого свойства в первые годы своего существования. В результате, разработчикам программного обеспечения для Mac’ов приходилось тратить кучу денег на приобретение Lisa, среды разработки для Lisa… При этом, Mac’и задыхались от нехватки программного обеспечения. Это беда всех новорожденных платформ, но если платформа лишена средств разработки… Кросс-компиляция добавляет лишние сложности в процесс разработки для платформы, у Haiku такой проблемы больше не было. Альфа-1 можно было скачать на сайте Haiku, совершенно за бесплатно. Количество скачавших первую альфу Haiku неизвестно. Организовать подсчет нетрудно, но никто не озаботился такой… ерундой. Качают – и хорошо. Некоторые поделились впечатлениями с прессой: это BeOS! В Haiku работают программы 10-летней давности! Иконки, правда, другие… Но тоже ничего. И новые программы. Появились и вредные вопросы: зачем в наши дни (это они про 2009) еще какая-то система? За Windows никто заступаться не стал. Но всем хотелось узнать: а в чем Haiku лучше Linux или Mac OS X? Задававшие этот вопрос были уверены, что он чисто риторический. Но им ответили. Аргументировано. То, что случилось с BeOS, воскресшей под именем Haiku, если бы не правило “нельзя говорить что чего-то нет, на это всегда можно ответить что плохо искали”, можно было бы считать уникальным явлением. Во всяком случае, я о подобных не слышал. Эмуляторов операционных систем и давно устаревшего железа много, но Haiku – живая и развивающаяся операционная система, разработчики и поклонники которой уверены что она… лучше всех современных систем. Haiku, как и BeOS, создавалась как современная операционная система для персональных компьютеров, в которых пользовательский интерфейс играет едва ли не самую важную роль. Ядро в Haiku, как и в BeOS, относится к задачам, связанным с интерфейсом, очень серьезно и внимательно. Интерфейс в Haiku (как и в BeOS) многопоточный. С каждым окном в интерфейсе связан собственный поток, интерфейсные потоки ядро обслуживает в особом порядке, из-за чего Haiku кажется очень живой, готовой в любой момент ответить на действия пользователя. Второй аргумент – BFS, файловая система Haiku, с встроенной в неё СУБД. С файлами разных типов связаны всевозможные атрибуты, стандартные и нестандартные. Значения любых атрибутов могут использоваться для поиска или организации файлов и директорий в файловой системе. Пользователь имеет дело с гибкой, но простой и понятной, системой управления файлами и другими объектами файловой системы. Программисты имеют дело непосредственно с базой данных файловой системы. Полезность операционной системы определяется полезностью и количеством написанных для неё программ. В сентябре 2009 (когда вышла Haiku R1A1) их остро не хватало. К маю 2010 (Haiku R1A2) с острой нехваткой было покончено. Буквально через месяц после выхода Haiku R1A1, команда в составе трех человек, Евгения Абдураимова, Герасима Троеглазова и Антона Соколова объявила о завершении переноса в Haiku Qt4. Это кросс-платформенный фреймворк, облегчающий написание программного обеспечения сразу для нескольких платформ. Вторая альфа-версия Haiku вышла через 8 месяцев после первой. За эти месяцы Haiku из призрака BeOS превратилась в живую операционную систему. Для неё писали программы, её упоминали в новостях, её сравнивали с системами гигантских компаний за миллиарды долларов, и сравнения были в её пользу. Но… Гигантские компании вкладывают фантастические суммы в разжигание интереса к своим операционным системам, над этим работают тысячи специально обученных людей, но нас уже не проведешь. Порой даже обидно: а вот если бы эти сотни миллионов долларов или евро потратили на дополнительное тестирование и отладку? Первая альфа-версия Haiku была намного ближе к идеальному релизу, чем коммерческие операционные системы. Профессиональные обманщики из гигантских компаний могли бы превратить её в главную операционную систему века. Недостающий функционал был бы написан со той же срочностью и безалаберностью, как и всё остальное в наши дни. На продвижение Haiku не было потрачено ни цента. Никто не доплачивал журналистам за положительные отзывы – сотни людей, по своей собственной воле, делали это. Искренне. Гиганты предлагали Haiku, Inc финансовую помощь и защиту, в обмен на обязательство приносить им прибыль. Соблазн был велик: работая за деньги они могли бы тратить время и силы исключительно на Haiku. За это, всего лишь, надо было поступиться принципами, и стать такой же компанией как все. Не сразу, но неминуемо. Через год или два выпустили бы первый полноценный релиз, с помпой и фанфарами, и вполне возможно, этот релиз был бы очень успешен. Сегодня была бы Haiku R6 или R7, которая ничем существенным не отличалась бы от всех остальных: баги, неудачные решения, заносчивость службы технической поддержки, ложь и пиар. Они отказались. Операционной системой, официально застрявшей на отметке R1/Alpha 4.1, пользуется несколько десятков тысяч человек. Точное их число неизвестно. Может быть, их меньше. У подавляющего большинства из них уже давно не та система, которая появилась на свет в ноябре 2012. Любовь творит чудеса и заставляет устанавливать на свой компьютер то, что называется nightly builds. Неофициальные релизы. С исправлениями, добавлениями, с чем-то новым. ... С полным текстом статей Вы можете ознакомиться на странице их автора Олега Свиргстина. Полезные ссылки:
< Предыдущий день | Лента | Поиск | Архив | Месяц | Следующий день > |
Логотипы, торговые марки и прочие зарегистрированные знаки принадлежат их правообладателям.
Copyright © 2001 - 2024, Radeon.ru Team.
Перепечатка материалов запрещена.