Обзор материнской платы Sapphire PC-AM2RD580 на базе чипсета ATI Xpress 3200. Часть 4.

Дмитрий Люкшин (Tester)

22.04.2007

 

  1. Введение.
    Чипсет AMD 580X, он же ATI Xpress 3200 (RD580). Южный мост SB600.
  2. Sapphire Pure CrossFire PC-AM2RD580.
  3. Меню BIOS.
  4. Разгонный потенциал и стабильность. Выводы.

4. Меню BIOS

Прежде чем переходить непосредственно к выяснению разгонного потенциала, скажем несколько слов о номинальных режимах работы.

Очень часто встречаются материнские платы, завышающие на несколько мегагерц частоту работающего в номинальном режиме процессора и этим выигрывающие пару процентов в производительности относительно аналогов. Но у рассмотренного нами продукта компании Sapphire такой "проблемы" нет - плата практически идеально точно устанавливает номинальную частоту шины HyperTransport и соответственно номинальную частоту процессора:

 

 

При выяснении разгонного потенциала материнской платы использовалось следующее тестовое оборудование:

  • процессор: Athlon 64 X2 4200+ Energy Efficient, Windsor (2200 МГц, 11*200, 2*512 КБ)
  • кулер: Scythe Mine, 1500 об/мин
  • оперативная память: 2*512 МБ Mushkin XP2-6400, 800 МГц
  • видеокарта: NVIDIA GeForce 7900 GT 256 MB
  • жесткий диск: 250 ГБ Western Digital WD2500YS SATA2 16 МБ
  • блок питания: Antec Neo HE550 550 W

Для снижения зависимости базовой частоты шины HyperTransport от других факторов, множитель шины HyperTransport был снижен до 3, множитель процессора до 5, частота памяти установлена в BIOS на отметку 400 МГц.

Первые трудности появились уже начиная с 260-270 МГц базовой частоты шины HyperTransport - при выходе из BIOS или после перезагрузки ОС система не подавала каких-либо признаков жизни, но при нажатии на кнопку перезапуска или выключении и дальнейшем включении система без проблем стартовала с заданными до этого в BIOS настройками. Проблем со стабильностью при этом выявлено не было - система на ура проходила все тесты. Причем, если на частоте 260 МГц проблема проявлялась не часто, то после 270 МГц она возникала уже практически постоянно. Увеличение количества попыток старта (настройка Boot Failure Retry Count) совершенно не меняло ситуацию. После смены блока питания на другой (менее мощный Antec TRUEPOWER 2.0 TPII 550 Вт) опять же ничего не изменилось. На проблему "холодного" старта это абсолютно не похоже, скорее плате не хватает какого-то "пинка" для успешного старта после перезагрузки. Сложно назвать причину такого странного поведения на относительно невысоких базовых частотах шины HyperTransport. Возможно это некий дефект попавшего к нам экземпляра, и не исключено, что при использовании значительно более мощного блока питания проблема бы исчезла сама собой. Также вполне вероятно, что существуют какие-то недоработки в BIOS, проявляющие себя только на некоторых конкретных конфигурациях.

Выяснение максимального разгонного потенциала платы на этом естественно не заканчивается, так как система успешно проходит все тесты и на более высоких частотах. Путем постепенного увеличения базовой частоты шины HyperTransport, при множителе шины HyperTransport равном 3x, удалось зафиксировать полностью стабильную работу на частоте ~383 МГц:

 

 

Память, выставленная в BIOS на отметку 400 МГц, при этом работала через делитель равный 1/5 относительно частоты процессора - то есть на том же значении, что и базовая частота шина HyperTransport:

 

 

При дальнейшем увеличении базовой частоты шины HyperTransport хотя бы на один мегагерц система уже не стартовала. Но и на этом выяснение разгонного потенциала не заканчивается - множитель шины HyperTransport был снижен до 2x, и частоту удалось повысить до ~389 МГц:

 

 

В диапазоне частот от 384 до 389 МГц при прохождении тестов сохранялась полная стабильность, но уже начала проявляться проблема именно "холодного" старта - система иногда не стартовала даже после перезапуска или обесточивания, к тому же плата изредка сбрасывала настройки BIOS. Как выяснилось, увеличение количества попыток старта (настройка Boot Failure Retry Count), в случае каких либо сбоев практически никак не влияет на старт системы. То есть если система не стартует - то не стартует совсем, в остальных случаях хватает пяти попыток установленных в BIOS по умолчанию. Автоматическое восстановление настроек BIOS в случае неудачной попытки старта за время всех опытов срабатывало очень редко. Причем BIOS платы имеет особенность не предупреждать при прохождении POST о том, что восстановление настроек сработало, чем вводит в заблуждение. Также в случае сбоя не всегда срабатывало восстановление умолчальных настроек по зажатой клавише "Insert", и в большинстве случаев для нормального старта приходилось выполнять операцию "Clear CMOS" перемычкой возле батарейки.

Чип северного моста при разгоне базовой характеристики частоты шины HyperTransport довольно сильно грелся, и на высоких частотах при длительной нагрузке об радиатор можно было легко обжечься. Решено было обеспечить более пристойное охлаждение и продолжить дальше опыты с выявлением максимального разгонного потенциала. Напротив радиатора северного моста и его окружения был установлен 120 мм вентилятор, после чего, максимальная базовая частота шины HyperTransport выросла еще на ~3 МГц:

 

 

На частотах 390-392 МГц в большинстве случаев система стартовала, только если предварительно прошла успешный старт на частоте не менее 385 МГц. Если же случался сбой, то приходилось выполнять сброс настроек BIOS с помощью перемычки и проводить старт на немного более низкой от предела базовой частоте шины HyperTransport. Далее приходилось устанавливать в BIOS нужную частоту и сохранять настройки, а после выхода из BIOS нажимать на кнопку перезапуска или обесточивать и снова включать систему. Но даже после этих манипуляций вероятность успешного старта не была 100-процентной. Тем не менее, базовые 392 МГц шины HyperTransport с сохранением полной стабильности при прохождении всех тестов действительно впечатляют.

На частоте 393 МГц система проходила уже не все тесты. ОС грузилась вплоть до частоты 395 МГц, но не удавалось даже снять скриншот. На частоте 396 МГц система не стартовала ни разу.

Заметим, что все достигнутые пределы базовой частоты шины HyperTransport покорились плате Sapphire PC-AM2RD580 без какого-либо повышения напряжений на шине HyperTransport и северном мосту. Повышение напряжений только ухудшало результаты, причем в случае северного моста очень серьезно - малейшее увеличение напряжения приводило к перегреву и без того довольно сильно греющегося при разгоне чипа RD580. Впрочем, при обдуве северного моста и его окружения 120 мм вентилятором, повышенные напряжения также не повлияли на дальнейшее увеличение частоты. Но не исключен тот факт, что после замены охлаждения северного моста на более эффективное повышение напряжений позволит перешагнуть отметку 400 МГц базовой частоты шины HyperTransport. С другой стороны, этот момент интересен скорее лишь с теоретической точки зрения - уже достигнутых частот с лихвой хватит для максимального разгона любых моделей процессоров Athlon 64 в исполнении AM2, включая и самые младшие.

Напоследок несколько слов о работе с таймингом Command Rate 1T. Как и подавляющее большинство материнских плат для процессоров Athlon 64 в исполнении AM2, Sapphire PC-AM2RD580 не может стартовать с таймингом 1T при частоте памяти 800 МГц.

4.1 Выводы

Для начала подытожим проведенные нами опыты по выяснению разгонного потенциала платы. Выявить причину столь странного поведения на высоких значениях базовой частоты шины HyperTransport после перезагрузки не представляется возможным. Если проблема имела аппаратный характер, то это потребовало бы серьезного практического исследования схем питания основных узлов платы, а вероятнее всего для поиска виновника проблемы потребовалось бы вмешательство в конструкцию платы. Но так как плата была предоставлена только на тестирование, об этом не могло идти и речи. Как мы уже упомянули выше, проблема может крыться в неком дефекте попавшего к нам экземпляра или же в недостаточной мощности для высоких значений базовой частоты шины HyperTransport примененного нами блока питания. С другой, стороны проблема может носить программный характер, и возможно разрешится с выходом новых версий BIOS.

Для разгона процессоров на Sapphire PC-AM2RD580 фактически не нужно проводить дополнительных манипуляций с настройками BIOS - достаточно воспользоваться применяемыми при разгоне процессоров Athlon 64 базовыми настройками. С другой стороны, слабая реализация системы автоматического восстановления настроек BIOS может явиться фактором, заметно усложняющим процедуру разгона. Так или иначе, инженерам компании Sapphire есть еще над чем поработать в этой области, и возможно, по мере выхода новых версий BIOS удастся решить ряд довольно неприятных проблем - хотя бы основных.

В общем и целом плата Sapphire PC-AM2RD580 не дотягивает до статуса продукта высокого уровня для энтузиастов и продвинутых пользователей. С небольшими оговорками ее можно считать вполне пригодной даже для сверхэкстремального разгона, но ряд мелких недочетов и нелепых проблем затмевают большинство достоинств - о чем-то большем, чем просто хорошая плата говорить не приходиться. Наша оценка по пятибалльной системе - твердая четверка.

Sapphire PC-AM2RD580 может стать неплохой платформой для создания CrossFire-системы на базе процессоров AMD Athlon 64 в исполнении AM2. А если потенциального покупателя мало интересует оснащение и огрехи в дизайне, то плату Sapphire PC-AM2RD580 можно считать одной из лучших в малочисленном классе материнских плат с поддержкой CrossFire. С другой стороны все будет напрямую зависеть от цены, так как конкурирует Sapphire PC-AM2RD580 с весьма похожими по функциональности продуктами на базе того же чипсета.

 

 

  • Выражаем благодарность компании Sapphire и лично Константину Мартыненко за предоставленную материнскую плату Pure CrossFire PC-AM2RD580.

     

  • Благодарим портал Overclockers.ru и лично Илью Гавриченкова за предоставленную оперативную память 2*512 МБ Mushkin XP2-6400.

     

  • Благодарим наших друзей - компанию Ф-центр и лично Никиту Николаичева за предоставленные блоки питания Antec Neo HE550 550 Вт и Antec TRUEPOWER 2.0 TPII 550 Вт.

 

 

Страницы: 1 | 2 | 3 | 4

 

Наверх


Обсудить в конференции

 

 

Редакция:
Артём Хаймёнов (ArtLonger)
Обработка графики:
Илья Башкиров (ivb)
Верстка:
Дмитрий Люкшин (Tester)
На главную страницу

Главная | Справочник | FAQ | Статьи | Загрузки | Контакты | Конференция

Логотипы, торговые марки и прочие зарегистрированные знаки принадлежат их правообладателям.
Copyright © 2001 - 2017, Radeon.ru Team.
Перепечатка материалов запрещена.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100